АРСЕНИЙ – мужское имя библейского происхождения, означавшее в Книге Бытия на древнегреческом языке (Септуагинте) мужское начало в сотворенном в шестой День Творения Богоподобном человеке:
28.11.2023 17:37/читать дальше...
МИХАИЛ – Ветхозаветное Библейское имя, состоящее из трех частей:1) מִי /ми/ «кто» + כַּ־ /ха/ «как» + אֵל /эль/ «Бог» = «Кто, как Бог(?)» (Данные из https://en.wiktionary.org/wiki/Hebrew). Древний корень первой части מִי /ми/ «Кто(?)» ученые воссоздали в виде *māy- с внутренним образом «вода». К этому же корню восходят арамейское слово מַיָּא /майиа/ «вода» и арабское مَاء /маи/ «вода». «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (в еврейском тексте הַמָּיִם׃ /хамайм/ «вода») (Книга Бытие, 1:1-2).
21.11.2023 22:19/читать дальше...
ДМИТРИЙ – от древнегреческого имени Δημήτηρ /Деметер/, «Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия». Корни первой и второй частей имени Деметра и, соответственно, ДМИТРИЙ «происходящий от Деметры-Земли», являются предметом давних споров между учеными-этимологами. Относительно того, что вторая часть МИТР(ИЙ) происходит от древнегреческого слова μήτηρ /мḗтēр/ «мать», мнения ученых сходятся. При этом единый древний корень слова МАТЬ, присутствующего во множестве мировых языков, является предметом непримиримых споров. Большей частью, ученые-этимологи, исповедующие теорию фонетического звукоподражательного происхождения слов и языков, сходятся на том, что древний корень здесь *ma- «младенческий лепет, первое рефлекторное звукосочетание, издаваемое новорожденным при виде матери».
21.11.2023 22:15/читать дальше...
СОФИЯ – имя, производное от древнегреческого σοφός /софос/ «умелый (в ремеслах)> смышленый> умный> мудрый> премудрый». «Въ то̀ вре́мѧ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ: и҆сповѣ́даютисѧ (ἐξομολογοῦμαί /экзомологумэ/), ѻ҆́ч҃е (Отче), господи нб҃сѐ (Небесе) и҆ землѝ, якѡ у҆таи́лъ є҆сѝ сїѧ̑ ѿ премудрыхъ (σοφῶν /софон/) и҆ разумныхъ (συνετῶν/синетон/) и҆ ѿкры́лъ є҆сѝ та̑ младе́нцємъ (νηπίοις /непиэс/». В Синодальном переводе Евангелия эта строка звучит иначе: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых (σοφῶν /софон/) и разумных и открыл то младенцам» (От Матфея, 11:25).
21.11.2023 22:06/читать дальше...
ПАРАСКЕВА – древнегреческое слово παρασκευη /праскеви/ состоит из двух частей: приставки παρα- /пара/ «перед (исполнением)» и основы σκευη /скеви/ «сосуд (для наполнения)». Единое корнесловное представление о ПАРАСКЕВЕ: «(чистый) сосуд, приготовленный для наполнения (благодатью)». В православной крестьянской культуре русского народа святая великомученица третьего века Параскева Пятница традиционно изображалась на ранних православных иконах с крестом в правой и с сосудом для святого мирра в левой руке. Имя Пятница – перевод греческого названия дня недели Параскева: предшествующий святой Субботе день очистительного приготовления.
12.11.2023 22:43/читать дальше...
Святая икона «Слово плоть бысть» была явлена в неизвестное время в неизвестном месте. Добавленное наименование «Албазинская» получила от крепости Албазин на Амуре, основанной в 1650 году Ерофеем Хабаровым. Иконографический тип этой иконы искусствоведы определяют как Οuραητα /Оранта/, в традиционном переводе «Молящаяся», хотя буквальный перевод «Обращенная к Небу».
21.09.2022 21:55/читать дальше...
Приняв обет молчания, монашествующий святой Андрей мог словесно общаться с собой только во внутренней речи и умной молитве, а с миром – в своих живописных авторских иконах и фресках. Он первым изобразил Святую Троицу так, как мы видим: ангел в темных одеждах, сидя на горнем мете, взглядом СООБЩАЕТ свою любовь, мысль и волю ангелу, сидящему справа от него, а этот ангел своим взглядом не отвечает ему, а сообщает соборную волю их обоих третьему ангелу, сидящему напротив него и по левую руку от первого ангела. Третий же ангел, кротко и смиренно восприняв единую соборную волю, любовь и мысль всех троих, устремил свой взгляд внутрь евхаристической чаши, на главу принесенного в жертву тельца. Здесь впервые в истории мировой иконописи и живописи запечатлено полное и нераздельное единодушие, единомыслие и согласие триипостасной единосущной святой Троицы Единицы – образец внутреннего единства, цельности и последовательности согласного с собой богоподобного человека.
20.09.2022 21:07/читать дальше...
Чудотворная икона Богородицы «Утоли моя печали» являет Собой образец исполнения воли Божьей «Судъ праведенъ судите. Милость и щедроты творите каждый ко искреннему своему» (Книга пророка Захарии, глава7:9).
14.09.2022 10:38/читать дальше...
В словарной статье ОЖИДАНИЕ приведены слова апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого (ἐλπιζομένων /элпизоменон/) и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние». Лик древних праотцев, единодушно ожидающий спасения во Христе, изображен на фреске 11 века «Вознесение». Собрание ожидающих Христа предков (и проагонтес буквально означает [наши] «предшественники») можно назвать ликом потому, что выражение их лиц говорит о единодушии и согласии друг с другом.
12.09.2022 23:51/читать дальше...
В словарной статье СЛОВО есть строка: «В Священном Писании проистекающее от Бога слово передается человеку не только как льющийся поток звуков, но, прежде всего, как поток взаимосвязанных образов – видение». Святая икона Богородицы Владимирская делает видимым звучащий в тропарях 4 Гласа мотив «восстановления образа Божия в человеке и воссоединения с духовным миром».
08.09.2022 00:00/читать дальше...
|