« НазадДМИТРИЙ 21.11.2023 22:15ДМИТРИЙ – от древнегреческого имени Δημήτηρ /Деметер/, «Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия». Корни первой и второй частей имени Деметра и, соответственно, ДМИТРИЙ «происходящий от Деметры-Земли», являются предметом давних споров между учеными-этимологами. Относительно того, что вторая часть МИТР(ИЙ) происходит от древнегреческого слова μήτηρ /мḗтēр/ «мать», мнения ученых сходятся. При этом единый древний корень слова МАТЬ, присутствующего во множестве мировых языков, является предметом непримиримых споров. Большей частью, ученые-этимологи, исповедующие теорию фонетического звукоподражательного происхождения слов и языков, сходятся на том, что древний корень здесь *ma- «младенческий лепет, первое рефлекторное звукосочетание, издаваемое новорожденным при виде матери». Есть и иные мнения, по-моему, более верное, поскольку слова и языки происходят не от случайных природных звукосочетаний и звукоподражаний, а даруются человечеству свыше – как Дар Духа Истины. Согласно одному из предположений древний корень слов МАТЬ, МАТЕРИЯ выглядит как *méh- «мать» (и далее – неизвестное происхождение). По-моему, корень здесь иной: тот же что в древнегреческом μηχᾰνή /механи/; в русских МОЩЬ, МОЩИ, ПОМОЩЬ; в санскритском मघ /магхá/ «плодородие; сила плодоношения». Этимологи воссоздали единый корень всех этих слов в виде *megʰ- «быть в силах». Первая, приставочная часть имени ДИМИТРИЙ традиционно возводится учеными к дорийскому греческому слову δᾶ /да/, которое породило в иных более поздних диалектах привычное γῆ /ге/ «Гея-Земля». Есть и иное, по-моему, более верное предположение. Некоторые ученые относят первую часть этого имени к слову Δηώ /дио/ «дий, божество из небесных сфер». Сочетая две части, получаем единое корнесловное представлении о ДИМИТРИЙ: или «происходящий от «Матери Земли»; или «порожденный сочетанием энергий небесных сил с мощью земного плодородия». В мифологических представлениях древних греков все духовные силы (языческие божества) делились на два рода: 1) хтонические (происходящие из недр Хтоньи-Земли) и) горние Олимпийские, нисходящие на Землю с недосягаемой вершины небесного Олимпа. ДИМИТРИЙ – герой, примиряющий в себе небесное и земное начала жизни: воин Царства Небесного на Земле, и сын матери- Земли, причастный Небесному Отечеству. Выбор ДИМИТРИЯ принадлежит его воле: жить на Земле ради Славы Отца Небесного, или пользоваться силами, дарованными Отечеством, для только для обогащения плодами земных побед и свершений. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (От Иоанна, 3:3-6). На иконе: святой воин Христов великомученик Димитрий Солунский, мироточивый. В.С. 12.11. 2023. |