В начале января 1863 года в Западном крае Российской империи началось польское восстание – мятеж, который длился при поддержке коалиции западных стран вплоть до июня 1864 года. В апреле 1863 года Англия, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Османская империя и папа Римский предъявили России дипломатическую ноту с требованием удовлетворить требования мятежников и отказаться в их пользу от таких губерний, как Киевсая, Минская, Виленская, Могилевкая. В противном случае Запад новой войной. Император Александр Второй, памятуя недавнее поражение России в Крымской войне 1853—1856 годов, в ответ на ультиматум действовал нерешительно, пытаясь как-то уладить дело путем уступок и переговоров.
К началу августа 1863 года настал критический момент выбора между иллюзиями «мира любой ценой» и горькой правдой о необходимости жесткого ответа на происки врагов. Видя колебания правительства и понимая намерение вражеской коалиции разрушить Россию, тайный советник, кавалер ордена святой Анны, великий русский дипломат, православный поэт Федор Иванович Тютчев обратился к императору Святой Руси и ко всем православным народам мира уже не с тайным советом, а с громогласным призывом-пророчеством:
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке Распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова -
Всё поднялось и всё грозит тебе,
О край родной! такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Начало августа 1863
Почти за десять лет до 1863 года, размышляя о причинах Крымской войны, Тютчев в письме высказал важнейшую для тогдашнего и теперешнего противостояния России и Запада мысль: ««…Больше обманывать себя нечего – Россия, по всей вероятности, вступит в схватку с целой Европой. Каким образом это случилось? Каким образом Империя, которая в течение 40 лет только и делала, что отрекалась от собственных интересов и предавала их ради пользы и охраны интересов чужих, вдруг оказывается перед лицом огромнейшего заговора? И, однако ж, это было неизбежным. Вопреки всему – рассудку, нравственности, выгоде, вопреки даже инстинкту самосохранения, ужасное столкновение должно произойти. И вызвано это столкновение не одним скаредным эгоизмом Англии, не низкой гнусностью Франции, воплотившейся в авантюристе [Наполеоне III], и даже не немцами, а чем-то более общим и роковым. Это – вечный антагонизм между тем, что, за неимением других выражений, приходится называть: Запад и Восток» (Из письма Ф.И. Тютчева жене Эрнестине от 24 февраля / 8 марта 1854 г).
«Запад и Восток» - эти два древних слова, на первый взгляд, прозрачны и ясны в своей иконологической сути.
ЗАПАД, согласно этимологическим словарям, происходит от сочетания приставки за- и основы -падать: «заход (западение) солнца", из за- и паду́» (https://ru.wiktionary.org/wiki/Запад).
ВОСТОК этимологически представляет собой сочетание иных корней: «вос- + ток (течь) — калька греч. ἀνατολή /анатоли/» (https://ru.wiktionary.org/wiki/Восток).
«ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Псалом Давида 102: 11-12).
«На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). Поэтому, желая возвратиться в прежнее отечество, ожидая Господня пришествия, православные христиане поклоняются Богу на восток; по этой же причине алтарем на восток строятся православные храмы и лицом к востоку погребаются усопшие. Само слово «ориентация» означает «направление на восток», «сориентироваться» – значит повернуться к востоку» (https://azbyka.ru/vostok).
Сейчас, когда противостояние цивилизаций Востока и Запада предельно находится на грани взаимного уничтожения, важно вглядеться в иконы-образцы отношений, скрытые в самой глубине древних корней этих слов. Основа слова «запад», глагол ПАДАТЬ образован от древнейшего праязыкового корня *ped- «след стопы в земле». Родственным русскому ПАД(АТЬ) этимологи признают санскритское पद /padá/ «шаг, след». Древнегреческое слово πέδον /pédon/ также происходит от этого древнего корня и означает «земля, земной прах». Приставку ЗА- этимологи возводят к древнему корню *ǵʰō «сзади, после». В сочетании два древних корня порождают единое иконологическое представление о ЗАПАДЕ как о состоянии земной жизни после того, как Солнце заходит за горизонт: погружение во тьму – за пределы земной жизни. То же представление о Западе находим и в стихах Тютчева: «Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон» …
В своей статье о Мартовской революции в Западной Европе и ее влиянии на умы в России, названной «Россия и революция» Тютчев писал: «Революция же – прежде всего, враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; … Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре -- Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 года, римское папство и все западные королевства, Католицизм и Протестантизм, уже давно утраченная вера и доведенный до бессмыслия разум, невозможный отныне порядок и невозможная отныне свобода. А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками...» 12 апреля 1848 года.
Пророчество о закате антихристианского Запада, погружающегося во тьму материализма, Тютчев повторяет и в последний период своего творчества, в 1870 году:
Два единства
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Слово ВОСТОК также имеет свои восходящие к истокам человеческой культуры древнейшие корни. Основа ТОК, та же, что и в слове ИСТОЧНИК возводится этимологами к первокорню *tьkw «течь, источать». Этот же корень породил санскритское तकु /táku/ «быстрый поток». Приставка ВОС/ВЪЗ- происходит от древнего корня *vъz- «возвращение снизу-вверх». Сочетание корнесловных образов порождает единое представление о Востоке как о «вертикальному потоке снизу-вверх: от Земли к Небу; из земной временной жизни в вечную жизнь Царства Небесного.
В творчестве и в публицистических статьях Тютчева этот иконологический образ православного русского Востока является ключевым:
Рассвет
Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела. Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!..
Тебя зовет и будит он, —
Вставай, мужайся, ополчися, В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
1849 г.
В.С. 20 марта 2023 года.