Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Классика/ПРОРОЧЕСКИЕ СТИХИ И СУЖДЕНИЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА (1803-1873)

В начале января 1863 года в Западном крае Российской империи началось польское восстание – мятеж, который длился при поддержке коалиции западных стран вплоть до июня 1864 года. В апреле 1863 года Англия, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Османская империя и папа Римский предъявили России дипломатическую ноту с требованием удовлетворить требования мятежников и отказаться в их пользу от таких губерний, как Киевсая, Минская, Виленская, Могилевкая. В противном случае Запад новой войной. Император Александр Второй, памятуя недавнее поражение России в Крымской войне 1853—1856 годов, в ответ на ультиматум действовал нерешительно, пытаясь как-то уладить дело путем уступок и переговоров.

К началу августа 1863 года настал критический момент выбора между иллюзиями «мира любой ценой» и горькой правдой о необходимости жесткого ответа на происки врагов. Видя колебания правительства и понимая намерение вражеской коалиции разрушить Россию, тайный советник, кавалер ордена святой Анны, великий русский дипломат, православный поэт Федор Иванович Тютчев обратился к императору Святой Руси и ко всем православным народам мира уже не с тайным советом, а с громогласным призывом-пророчеством:

Ужасный сон отяготел над нами,

Ужасный, безобразный сон:

В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,

Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,

Геройский пыл, предательство и ложь,

Притон разбойничий в дому молитвы,

В одной руке Распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду Божью

Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,

Всемирный клич к неистовой борьбе,

Разврат умов и искаженье слова -

Всё поднялось и всё грозит тебе,

О край родной! такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней...

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

Начало августа 1863

Почти за десять лет до 1863 года, размышляя о причинах Крымской войны, Тютчев в письме высказал важнейшую для тогдашнего и теперешнего противостояния России и Запада мысль: ««…Больше обманывать себя нечего – Россия, по всей вероятности, вступит в схватку с целой Европой. Каким образом это случилось? Каким образом Империя, которая в течение 40 лет только и делала, что отрекалась от собственных интересов и предавала их ради пользы и охраны интересов чужих, вдруг оказывается перед лицом огромнейшего заговора? И, однако ж, это было неизбежным. Вопреки всему – рассудку, нравственности, выгоде, вопреки даже инстинкту самосохранения, ужасное столкновение должно произойти. И вызвано это столкновение не одним скаредным эгоизмом Англии, не низкой гнусностью Франции, воплотившейся в авантюристе [Наполеоне III], и даже не немцами, а чем-то более общим и роковым. Это – вечный антагонизм между тем, что, за неимением других выражений, приходится называть: Запад и Восток» (Из письма Ф.И. Тютчева жене Эрнестине от 24 февраля / 8 марта 1854 г).

          «Запад и Восток» - эти два древних слова, на первый взгляд, прозрачны и ясны в своей иконологической сути.

ЗАПАД, согласно этимологическим словарям, происходит от сочетания приставки за- и основы -падать: «заход (западение) солнца", из за- и паду́» (https://ru.wiktionary.org/wiki/Запад).

ВОСТОК этимологически представляет собой сочетание иных корней: «вос- + ток (течь) — калька греч. ἀνατολή /анатоли/» (https://ru.wiktionary.org/wiki/Восток).

«ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Псалом Давида 102: 11-12).

«На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). Поэтому, желая возвратиться в прежнее отечество, ожидая Господня пришествия, православные христиане поклоняются Богу на восток; по этой же причине алтарем на восток строятся православные храмы и лицом к востоку погребаются усопшие. Само слово «ориентация» означает «направление на восток», «сориентироваться» – значит повернуться к востоку» (https://azbyka.ru/vostok).

Сейчас, когда противостояние цивилизаций Востока и Запада предельно находится на грани взаимного уничтожения, важно вглядеться в иконы-образцы отношений, скрытые в самой глубине древних корней этих слов. Основа слова «запад», глагол ПАДАТЬ образован от древнейшего праязыкового корня *ped- «след стопы в земле». Родственным русскому ПАД(АТЬ) этимологи признают санскритское पद /padá/ «шаг, след». Древнегреческое слово πέδον /pédon/ также происходит от этого древнего корня и означает «земля, земной прах». Приставку ЗА- этимологи возводят к древнему корню   *ǵʰō «сзади, после». В сочетании два древних корня порождают единое иконологическое представление о ЗАПАДЕ как о состоянии земной жизни после того, как Солнце заходит за горизонт: погружение во тьму – за пределы земной жизни. То же представление о Западе находим и в стихах Тютчева: «Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон» …

В своей статье о Мартовской революции в Западной Европе и ее влиянии на умы в России, названной «Россия и революция» Тютчев писал: «Революция же – прежде всего, враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; … Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре -- Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 года, римское папство и все западные королевства, Католицизм и Протестантизм, уже давно утраченная вера и доведенный до бессмыслия разум, невозможный отныне порядок и невозможная отныне свобода. А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками...»    12 апреля 1848 года.

Пророчество о закате антихристианского Запада, погружающегося во тьму материализма, Тютчев повторяет и в последний период своего творчества, в 1870 году:

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —

Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью —

А там увидим, что прочней…

Слово ВОСТОК также имеет свои восходящие к истокам человеческой культуры древнейшие корни. Основа ТОК, та же, что и в слове ИСТОЧНИК возводится этимологами к первокорню *tьkw «течь, источать». Этот же корень породил санскритское तकु /táku/ «быстрый поток». Приставка ВОС/ВЪЗ- происходит от древнего корня *vъz- «возвращение снизу-вверх». Сочетание корнесловных образов порождает единое представление о Востоке как о «вертикальному потоке снизу-вверх: от Земли к Небу; из земной временной жизни в вечную жизнь Царства Небесного.

В творчестве и в публицистических статьях Тютчева этот иконологический образ православного русского Востока является ключевым:

Рассвет

Не в первый раз кричит петух;

Кричит он живо, бодро, смело;

Уж месяц на небе потух,

Струя в Босфоре заалела. Еще молчат колокола,

А уж восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла,

И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час!

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся благовестный звон,

И весь Восток им огласися!..

Тебя зовет и будит он, —

Вставай, мужайся, ополчися, В доспехи веры грудь одень,

И с Богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный!

1849 г.

В.С. 20 марта 2023 года.

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена