АКУСТИКА / АУДИРОВАНИЕ

« Назад

АКУСТИКА / АУДИРОВАНИЕ  08.06.2021 09:40

АКУСТИКА – от двух древних корней, воссозданных этимологами в виде 1) *heḱ- «острый» и 2) *hew- «воспринимать, внимать». Первый корень *heḱ- «острый» – тот же, что и латинском acuō /акуо/ «заострять, острить»; в древнегреческом ἀκίς /акис/ «острие наконечника стрелы». Русское выражение «навострить уши» указывает на древнее славянское представление об остроте как условии восприятия речи на слух. От второго корня *hew- «воспринимать, внимать» произошли такие слова, как русские УХО «орган восприятия», ЯВЬ «то, что воспринимается органами чувств»; санскритское आविस् /авис/ «очевидно, кажется»; древнегреческое ἀκούω /акуо/ «слышать, слушать(ся)». От греческого евангельского ἀκούω, вероятно, и произошел современный международный термин АКУСТИКА. В ранней античности «акуо» мыслилось древними греками не только как «слышимое», но и как «очевидное», то есть доступное для восприятия всеми органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Русские устойчивые словосочетания вроде «слышать запах», или «острый вкус» тоже указывают на древнее представление об АКУСТИКЕ как об остром восприятии предметов и явлений всеми органами чувств. Очевидно, слух в глубокой древности был основой мировосприятия, а острота слуха – главным условием выживания человека в дикой природе. Поэтому и главный орган чувственного мировосприятия древнего человека стали называть УХО. В Евангелии АКУСТИКА осмысляется уже не только как «слышание/слушание», но и как «послушное восприятие»: «Овцы Мои слушаются (ἀκούουσιν /акуусин/) голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (От Матфея, 10:27). «Но не все послушались (ὑπήκουσαν /ипекусан/, буквально «не подчинились услышанному») благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному (ἀκοῇ /акое/) от нас? Итак вера от слышания (ἀκοῆς /акоес/), а слышание (ἀκοὴ /акое/) от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали (ἤκουσαν) /екусан/)? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Апостола Павла послание Римлянам, 10:16-18). Когда человек не «навостряет уши», чтобы слышать обращенные к его сердцу и уму Глаголы Божьи, он теряет веру. Без веры и верного послушания он становится неверным в своих поступках. Внутренняя глухота, противоположная АКУСТИКЕ, делает своих жертв невосприимчивыми к голосу собственной совести, разума и сердца. Такие люди бывают невосприимчивы как к чужим страданиям, так и к призывам собственного внутреннего голоса к спасению души: «Как аукнется, так и откликнется». «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие (ἀκούοντες /акуонтес/) слово Божие и соблюдающие его» (От Луки, 11:28-29).

В.С.