« НазадАВТОМАТ 12.02.2023 21:33АВТОМАТ – первый древний корень *aug- «преумножаться, произрастать из себя самого». От этого корня произошли также такие слова, как приставочный корень авто- «само» (к примеру, в словах автор, автомобиль, автономия, автограф); латинские август «великий, священный» и авгур «жрец», санскритское आयुस् /ā́yus/ «жизнь, жизненная сила»; английское authority «властные полномочия»; заимствованное русское авторитет «власть, влияние». Второй древний корень этого сложного слова, ученые воссоздали в виде *mn̥tós. Этот корень этимологи признали производным от древнейшего и чрезвычайно плододонсного корня *men- «мнить, думать». От этого корня произошли такие слова, как санскритское मनस् /мáнaс/ «ум», древнегреческое μένος «ум, желание, дух; насилие»; русское МНЕНИЕ; международный медицинский термин МАНИЯ. Сочетание образов, скрытых в двух древнейших корнях, порождает единое представление о сути АВТОМАТА: «приумножающееся и воспроизводящееся по собственному желанию маниакальное самовластие и влияние на мир». В основе АВТОМАТИЗАЦИИ любых механических процессов всегда лежит разделение функций (см. статью функция). Началом же автоматизации является отделение самодвижущегося произведения (механизма) от его автора (механика). Как человек, обретя самостоятельность путем нарушения заповеди Божьей, стал смертным, так и АВТОМАТ, обретя способность к полному самоуправлению вопреки «заповедям робототехники», неминуемо разрушит себя и свой мир. Чем более автономен и самостоятелен и самодостаточен механизм, тем он ближе к своему неминуемому саморазрушению и гибели: «И, призвав их (в оригинале αὐτοὺς /афтус/, от корня *aug-), говорил им (αὐτοῖς /афтис/) притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе (ἐφ᾿ ἑαυτὴν /иф иафтен/), не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе (ἐφ᾿ ἑαυτὴν/иф иафтен/), не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя (ἐφ᾿ ἑαυτὸν /иф иафтон/) и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (От Марка, 3:23-26). «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь διακρινόμενος /диакриноменос/ буквально «двойственно (диа) судящий (крино) умом (менос)), потому что сомневающийся (διακρινόμενος) подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями (в греческом оригинале δίψυχος /дипсихос/ «двоедушный», то есть лишенный внутреннего единения с Богом Творцом и поэтому враждующий сам с собой) не тверд во всех путях своих» (Апостола Иакова послание, 1:5-10). В.С. |