« НазадБОЛЬ 29.01.2018 08:17БОЛЬ – от древнего корня *bhel- «блекнуть, бледнеть». Однокоренные слова в русском языке: бледный, блеклый, белый. От боли люди бледнеют, кожа болеющего человека становится от боли обескровленной, более белой или черной, чем обычно. В чешском языке однокоренным является слово bol «печаль, скорбь». В английском – устаревшее слово bale /бэйл/ «несчастье, бедствие», а также современное black /блэк/ «черный». В Священном писании с древним корнем *bhel- и, следовательно, с болью, болезнью, бледностью и чернотой связано представление о смерти: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница (в английском тексте the sun became black as sackcloth), и луна сделалась как кровь». (Откровение апостола Иоанна Богослова, 6: 8-11). Боль и болезнь, причиняя страдания, очищают душу от греховной скверны и черноты беззаконий, отмывая черное до бела: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и очищусь; омой меня, и более снега убелюсь. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти» (Псалом 50: 7-11). В Евангелии Бог, воплотившись, многократно является немощным, страждущим людям, чтобы избавить их от боли, зол и болезней по милосердию Своему: «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (От Матфея, 8:14-17). Главным средством исцеления немощных людей от боли смерти согласно Евангелию, является Слово Божие, воспринимаемое человеком во всей полноте веры, то есть без тени сомнения во всемогуществе и силе Слова Господа нашего Иисуса Христа: «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай тó, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим». (От Луки, 7:2-10). Временное избавление от боли, страданий и продление срока жизни заболевшего человека в силу нашей собственной духовной немощи и предрасположенности к грехопадениям может принести не только великую радость, но и беду. Милость Божия, явленная в исцелении от боли, может пробудить в сердце человека гордость и превозношение: «Вот я какой праведник: сам Господь стал моим Целителем!». Такое превозношение может повлечь за собой гораздо более страшную беду, чем временная болезнь и расставание души с телом: адово пленение и вечные муки возгордившейся души, возомнившей себя уже спасенной и заслужившей особую милость Божию. Физическая боль и болезнь даруется людям, в том числе и святым угодникам Божиим, как верное лекарство, которое постоянно врачует душу, очищая ее от гордости и самопревозношения. К примеру, хроническая болезнь плоти и укрепляющая дух постоянная физическая боль была ниспослана апостолу Павлу после того, как Господь удостоил его многих даров и откровений, вплоть до временного вознесения до третьего Неба: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 12:7-10). В.С. |