ЧЕСТЬ

« Назад

ЧЕСТЬ  27.12.2017 20:57

ЧЕСТЬ – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. То же самое можно сказать и о математическом счете и бухгалтерском учете: по сути он бывает или верным, то есть честным, или неверным, то есть погрешающим против истины и лукавым. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. Сохранение чести и доброго имени связано с письменным учетом совершенных поступков и чтением памятных записей. Неслучайно словосочетания «Доска почета» и «Почетная грамота» связываются с чествованием доброго имени и честью человека. Почтенным или почитаемым издревле принятого называть того, чье имя записывается в поминальных записках о здравии и упокоении души. Честь поминаемым воздается чтением их имен в записках во время храмовых богослужений. Таким образом, честь в мировой культуре оказывается неразрывно связанной с именем. Сохранить доброе имя и стать почитаемым или почтенным человеком – по сути одно: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (От Луки, 10:20). Поминание человека добрым словом (добрая память) является основой чести. Тот, кого Бог принимает и почитает своим на Небесах, имеет в земной жизни чистую и спокойную совесть, даже если бывает причтен человеческим судом к злодеям и преступникам. «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Книга пророка Исайи, 53:12). Производное от ЧЕСТЬ слово честный корнесловно связано с представлением о человеке, который не лукавит и прямо высказывает свое мнение; говорит то, что думает и считает истинным: «что на уме, то и на языке». Честность является основой благочестия. Греческое имя Εὖσέβιος /Евсевиос/ «благочестивый» восходит к двум древним корням: Εὖ /евъ/ «благо» (как в Евангелие «благовестие») и σέβ(о)- «почитать, воздавать честь». Корнесловно благочестие представляет собой почитание Блага (Бога) и выражается в Страхе Божием, благоговении и в способности чтить Бога, читая на скрижалях своего сердца Его заповеди и исполняя их: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (От Матфея, 19:16-17). Скрижали сердца, подобные каменным доскам Скрижалей Завета, – это евангельский образ, наглядно отражающий истинную суть совести и благочестия, в их отличии от человеческих мнений и ложных суемудрых представлений о чести, совести, благочестии и нормах поведения: «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут (в греческом тексте σέβονταί /севонтэ/ «почитают») Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу тó, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (От Марка, 7:5-13). Вопрос о том, кому оказывает почет учитель или воспитатель, обучающий своих учеников нормам поведения и наукам – людям или Богу – является ключевым в отношении его чести и благочестия. Честный человек не станет присваивать себе Божьего и славить себя за то, что не им сотворено и устроено. Противоположностью благочестивого человека является нечестивец (по-гречески асебис, в современном значении также «безбожный»). «Праведник милует дyши скотов своих: утробы же нечестивых (ἀσεβῶν /асевон/ «нечестивых») немилостивы» (Книга притчей соломоновых, 12:10). «Жертвы нечестивых (ἀσεβῶν) - мерзость Господу, ибо беззаконно приносят их» (Книга притчей Соломоновых, 21:27). Согласно Евангелию и учению Апостольскому, нечестие, свойственное как язычникам, так и верующим в единого Бога, но жестокосердным людям, преодолевается и исцеляется только Крестной жертвой Иисуса Христа. Безвинно претерпев от людей жестокую казнь за ложное обвинение в нечестии, вочеловечившийся Спаситель возвратил падшему и озлобленному человечеству достоинство Богоподобия и честь: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. [Зач. 88Б.] Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (ἀσεβῶν) (Апостола Павла послание к римлянам, 5:1-6).

В.С.