« НазадЧРЕВО 17.06.2019 20:08ЧРЕВО – этимологические словари высказывают предположение о происхождении этого слова от древнего корня *(s)ker- «отрезать, отделять», того же, что и в скроняк, шкерить, шкура, корнать. Не вдаваясь в научные дискуссии, отмечу, что этот образ, несомненно относится только ко второму, дополнительному корню этого слова. Первый же, основной корень – тот же, что и в древнегреческом κοῖλος /койлос>килос/ «пустой, полый, внутренняя полость». Этимологи возводят κοῖλος к древнему корню *ḱewh- «набухать, пухнуть, наполняться изнутри» и его производному *ḱowHós «полый, внутренняя полость». Сочетание двух древних корней, основного *ḱewh- «наполняемая изнутри полость» и дополнительного *(s)ker- «отрезать выделяемое», породило в мировых языках единое представление о ЧРЕВЕ: ««внутренняя полость тела, от которой отрезается выделяемый плод». В славянской культуре это корнесловное представление породило образ человеческой утробы («брюхо»), в том числе, материнской утробы. «Черевыми» в древней Руси называли беременных женщин. До сих пор в речи сохраняется древнерусское наречие ЧРЕВАТО в значении «обременено». «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево (κοιλία /килиа/), носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (От Луки, 11:27-28). В других культурах древнее представление о ЧРЕВЕ также связано с внутренней полостью тела. К примеру, санскритское कुल्या /килиа/ «родник, исток ручья». В древнем тохарском языке однокоренное слово /кор/ означало «горло, глотка», как и в древнеармянском սոր /сор (звук /с/ из /к/)/ «глотка, пещера, логово зверя». Таким образом, ЧРЕВО корнесловно представляет собой внутреннюю полость, пустое пространство в теле, в котором зарождается и которым порождается духовный плод: будь то новорожденный младенец, живой звук, слово, или поток речи. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (ἐκ τῆς κοιλίας /ек тис килиас/ потекут реки (ῥεύσουσιν /ревсусин/ «потоки») воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (От Иоанна, 7:37-39). В.С. |