ЧТЕНИЕ

« Назад

ЧТЕНИЕ  15.05.2019 08:23

ЧТЕНИЕ – от глагола чтить/читать, который, по данным этимологических словарей, восходит к древнему первокорню *kwi- «что, кто». К этому же корню возводятся такие родственные русские слова, как считать, честь, кто, что, который; английские question «вопрос», query «допрос», which «который», who «кто», why «почему». От корня *kwi- в слове ЧТЕНИЕ остался только звук /ЧЪ/. Второй древний праязыковой корень, обычно не рассматриваемый этимологами в этом и других вышеприведенных словах, - это древнейший корень *tь- «ткнуть», от которого произошел древний корень *tek- «бежать, течь». В сочетании два корнесловных первообраза «кто/что» и «течь» порождают единый образ ЧТЕНИЯ: «единый поток мышления о том, что/кто представляется читающему». По-моему, в славянорусской речи ЧТЕНИЕ неразрывно связано с «обратным» процессом сочинения текстов – ткачества, то есть нанизывания точек зрения сочинителя на единую «красную нить» повествования. Ухватившись и потянув за эту «красную нить», читатель начинает постепенно разматывать клубок образов и мыслей автора, то и дело прерывая чтение, чтобы завязывать узелки в своей памяти. Звукосочетания или, точнее, слоги ЧЪТ и ТЪЧ, являются «перевертышами». Чтение-ЧЪТ называет поток мыслей и образных представлений, направленный от авторского текста через восприятие читателя в мир. Осмысление автором точек-ТЪЧ зрения (мировоззрения) - это поток мышления, движущийся в обратном направлении: из мира в сознание. Наблюдаемый сочинителем текста мир влияет, то есть вливается как поток живых впечатлений через языковые имена вещей (лексикон) в душу автора. Затем, из исполненной вдохновением души, поток мыслей изливается в звуках и буквах в виде единого текста. В древнегреческом языке есть глагол, родственный второй части слова ЧТЕНИЕ: τίκτω /тикто/ «вынашивать, порождать, производить на свет». Этимологи возводят его к корню *teḱ-, от которого также произошли слова τέκτων /тектон/ «плотник, строитель» и τέχνη /текхне/ «искусство, техника». «Ада́мъ же позна́ Е́ву жену́ свою́, и заче́нши роди́ (в греческом тексте ἔτεκενтикин/ - форма глагола /тикто/) Ка́ина и рече́: стяжа́хъ человѣ́ка Бо́гомъ. И приложи́ роди́ти (τεκεῖν /тикейн/) бра́та его́, А́веля. И бы́сть А́вель па́стырь ове́цъ, Ка́инъ же бѣ́ дѣ́лаяй зе́млю» (Книга Бытия, 4:1-2). В греческом тексте также знаменательно слово, переведенное на славянский как «заченши»: συλλαβοῦσα /силлабуса/, то есть «сложивши в единый слог». В английском языке СЛОГ называется syllable /силлабл/ (калька с древнегреческого). Все люди учатся и говорить (порождать тексты), и читать по слогам, складывая согласные и гласные звуки человеческой речи. Иначе говоря, ЧТЕНИЕ зачинается (силлабуса) в слоге, как правило, в открытом простом слоге, представляющем собой сочетание согласия и гласа. В греческом языке есть также примеры закономерной исторической перестановки звуков в едином корнесловном звукосочетании ЧЪТ – ТЪЧ, или КЪТ – ТЪК (ч и к чередуются в этом сочетании так же, как в слове течь/теку). Вместо «стяжа́хъ» в греческом тексте написано слово -ἐκτησάμην /эктисамен/. Это причастие от глагола κτάομαι «стяжать», который, по мнению греческих этимологов, восходит корню *tek- - тому же, что и второй корень в ЧТЕНИЕ. Перестановку КЪТ – ТЪК находим и в древнегреческом глаголе κτίζω /ктизо/, который этимологивозводят к древнему родственному с *tek корню*tḱey- «созидать, устраивать». «Слы́шав же ю́ноша сло́во, отъи́де скорбя́: бѣ́ бо имѣ́я стяжа́нiя (κτήματα /ктимата/ - от глагола κτίζω – от корня *тък-, хотя и звучит как /кът/) мно́га» (От Матфея, 19:22). В современном переводе «юноша отошел, скорбя, так как имел много богатства». ЧТЕНИЕ по сути является «стяжанием» - не просто приобретением новых знаний, но именно сочетанием, стягиванием в единый поток предлагаемых в тексте мыслей. Читая, человек повторяет в своей душе тот творческий акт, которым был порожден написанный текст. Даже когда автор перечитывает им же созданный текст, он все равно предпринимает творческие усилия, чтобы вновь стяжать вложенный в текст смысл. Как и поэтический, и писательский труд, ЧТЕНИЕ требует творческих мук, терпения в вынашивании и порождении новых представлений и решений. Творческое чтение – это мучительное, но необходимое людям уподобление автору текста. Бот Творец, сотворив мир и человека, ПОЧИТАЕТ его Своей любовью и заботой: «Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения (κτίσεως /ктисеос/), которое сотворил (ἔκτισεν /эктисен/) Бог, даже доныне, и не будет» (От Марка, 13:18-19). Бог Слово родился от Девы Марии человеком, чтобы каждый сотканный из плоти и крови человек, читая и чтя Слово Божие, уподоблялся Ему и, умерев для греха, возродился в Слове Христе для новой вечной жизни будущего века. «Когда же они были там, наступило время родить (τεκεῖν/текейн/) Ей; и родила (ἔτεκεν /итекен/) Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (От Луки, 2:6-7).

В.С.