« НазадДЕСНИЦА 24.06.2019 12:16ДЕСНИЦА – от древнего корня *deḱ- «брать, воспринимать, избирать». Современные лексикографы толкуют это слово однозначно: правая рука. Соответственно, ДЕСНЫЙ толкуется и понимается только как «правый» без какой-либо связи с первообразом «брать, воспринимать, получать». В итоге, современное восприятие вечных Евангельских смыслов становится поверхностным и искаженным. Например: «Аще же о́ко твое́ десно́е соблажня́етъ тя́ (Если же правый глаз твой соблазняет тебя), изми́ е́ и ве́рзи от себе́: у́не бо ти́ е́сть, да поги́бнетъ еди́нъ от у́дъ твои́хъ (ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих), а не все́ тѣ́ло твое́ вве́ржено бу́детъ въ гее́нну [о́гненную]: и а́ще десна́я твоя́ рука́ соблажня́етъ тя́ (если правая твоя рука соблазняет тебя), усѣцы́ ю́ и ве́рзи от себе́: у́не бо ти́ е́сть, да поги́бнетъ еди́нъ от у́дъ твои́хъ, а не все́ тѣ́ло твое́ вве́ржено бу́детъ въ гее́нну» (От Матфея, 5: 29-30). Во всем русском тексте Священного писания ДЕСНЫЙ устойчиво переводится только как «правый», а ДЕСНИЦА – только как синоним «рука», то есть в отрыве от древнего корнесловного образа «брать, воспринимать». В итоге, десный не воспринимается читателем как, прежде всего, «избранный», а «десница» - не как «избирающая рука». Составители славянского текста более бережно отнеслись к греческому оригиналу Евангелия и везде постарались сохранить корнесловный первообраз избрания. На месте славянского ДЕСНЫЙ в греческом исходном тексте везде стоит этимологически однокоренное слово Δεξιός /дексиос/, с тем же корнем *deḱ-, что и ДЕСНИЦА. Так, «Аще же о́ко твое́ десно́е соблажня́етъ тя́ (Если же правый глаз твой соблазняет тебя)» по-гречески написано «εἰ δὲ ὁ ὀφθαλμός σου ὁ δεξιὸς σκανδαλίζει σε ἔξελε αὐτὸν /и де о офтальмос су о дексиос скандализи се экселе афтон/» и «а́ще десна́я твоя́ рука́ соблажня́етъ тя́ (если правая твоя рука соблазняет тебя)» - «εἰ ἡ δεξιά σου χεὶρ σκανδαλίζει σε /и э дексиа су хир скандализи се/». В чем же заключается существенное смысловое и образное различие между ДЕСНИЦА и ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНЫЙ и ПРАВЫЙ? – Корнесловный исходный смысл слов Христа в Евангелии ясен: «Если десное (то есть, воспринимающее, избирающее твой путь) око соблазняет тебя, вырви его» и «Если десная (берущая, избирающая между добром и злом) твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее». Речь здесь идет не только о правшах, но и о левшах, и об одноруких, и об одноглазых. С одной стороны, говорится обо всех, чье завидущее око воспринимает мир как соблазн, и чья загребущая рука тянется к вещам как к соблазну и погибели для своей души. С другой стороны, могут спастись и левши, и кривые на правый глаз полу слепцы, когда они не будут избирать зло, но выберут путь исполнения Воли Божьей. Так же и в других места Священного писания, к примеру: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя (καὶ ἡ δεξιά σου /кэ и дексиа су/) поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня» (Псалом Давида, 17:36). В древнегреческом языке Евангелия (койне) есть и слово «рука» (χείρ /хир/), и слово ДЕСНИЦА (δεξιά /дексиа/). Во всех контекстах Священного писания ДЕСНИЦА-дексиа является именно избирающей рукой Бога, которая насаждает избранных чад Божиих ОДЕСНУЮ Отца в Царствии Небесном, отделяя и отвергая всех ненавистников Божиих: Рука Твоя (ἡ χείρ σου /и хир су/) найдет всех врагов Твоих, десница Твоя (ἡ δεξιά σου /и декса су) найдет [всех] ненавидящих Тебя» (Псалом Давида, 20:9). ДЕСНИЦА – это избирающая своих и отвергающая чужих рука Божия: «Повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его» (Псалом Давида, 77: 52-54). Почему в Библии много и часто говорится не просто о руке, а именно о происходящей от совсем другого корня и образца ДЕСНИЦЕ? – По-моему, восстановленный учеными-этимологами праиндоевропейский корень слова ДЕСНИЦА *deḱ- ««брать, воспринимать, избирать для себя» является сложным. Он состоит из двух частей: *deh- «вязать» и *ḱm̥-teh- «опускать вниз, противопоставлять, насаждать». От первого древнейшего корня *deh- «вязать, присваивать», по данным ученых, происходит древнегреческое слово δεῖ /дей/ «недобираю, обнаруживаю нехватку» или, в неопределенной форме, δέω «иметь нужду, испытывать недостаток чего-либо». К этому же корню восходит многозначное санскритское слово द्यति /дйати/ «вязать (снопы), жать (урожай), отбирать». Этот же корень, вероятнее всего, породил русский глагол ДЕЛАТЬ. Второй корень *ḱm̥-teh- «опускать вниз, насаждать» ученые обнаружили в греческих словах κάθημαι «быть насажденным, сидеть», κᾰτᾰ- «опускать вниз, ставить напротив, отсекать». Соединившись в слове ДЕСНИЦА два древнейших корнесловных образа порождают единое представление «связующая и разрешающая рука, которая насаждает Царство Божие на Земле»: «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете (δήσητε /десети/) на земле, то́ будет связано (δεδεμένα /дидимина/) на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе» (От Матфея, 18:18). Форма δήσητε «свяжете» происходит от глагола δέω «иметь нужду, испытывать недостаток чего-либо» и, по данным ученых, несомненно восходит к единому с ДЕСНИЦА корню *deh- «вязать, присваивать». Вспомним, что апостолы исцеляли страждущих именно наложением рук, то есть силой ДЕСНИЦЫ Божией. В Евангелии от Марка, в том месте, где упоминается пророчество царя Давида о Христе, представлены оба древних корня, породивших слово ДЕСНИЦА как образ руки, насаждающей Царство Божие: «Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (ἐκ δεξιῶν μου /эк дексион му/), доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ὑποκάτω τῶν ποδῶν σου /ипокато он подон су/)» (От Марка, 12:36). В связи с образом ДЕСНИЦЫ уместно также вспомнить русское слово ДЕСЯТЬ (древнегреческое δέκα /дека/), которое ученые возводят к древнему составному корню *deḱm̥t «две пятерки», связывая его с готским handus «рука». На мой взгляд, слова ДЕСНИЦА и ДЕСЯТЬ находятся в близком «ветвенном» родстве. Оба эти слова указывают на предназначение и призвание всего человечества и каждого живущего человека восполнять нехватку десятого чина Сил Небесных. Созрев, люди призваны восполнять число тех ангелов, которые отпали от Бога вслед за Денницей. Святой Григорий Великий (Двоеслов) в беседе-проповеди о потерянной ДЕСЯТОЙ драхме прямо говорит о призвании людей восполнять десятый чин ангельский: «Но мы отнюдь не должны оставлять без внимания и того, почему эта женщина, через которую изображается Премудрость Божия, имела, по смыслу притчи, десять драхм, из коих одну потеряла и по тщательном отыскивании ее нашла? – Потому что Господь создал Ангелов и человеков для познания Его; когда Он хотел установить это навечно, тогда, без сомнения, Он сотворил оное по подобию Своему. Но женщина имела десять драхм, потому что девять чинов Ангельских. Но чтобы было полное число избранных, десятым сотворен человек, который даже после преступления не погиб для Создателя своего, потому что Вечная Премудрость, сияющая чудесами из скудельного сосуда, восстановила его плотью» (Григорий Великий, Беседа 34:6 (На Евангелие от Луки, 15: 1-10). Первым человеком, который откликнулся на призвание Отца Небесного и, воскреснув, воссел ОДЕСНУЮ Отца, открыв всем нам путь ко спасению и обожению в чине ангельском, стал Иисус Христос: «Отныне Сын Человеческий воссядет (καθήμενος /катимэнос/) одесную ἐκ δεξιῶν /эк дексион/) силы Божией» (От Луки, 22:69). «И видел я в деснице (ἐπι τὴν δεξιὰν /эпи тин дексиан/ у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы (ἐκ τῆς δεξιᾶς /эк тис дексиас/) Сидящего на престоле. (Откровение, 5:1-7). В.С. |