« НазадДЕЙСТВИЕ 20.02.2019 23:35ДЕЙСТВИЕ – от древнего корня *dheh- «помещать, вкладывать» - это мнение, принятое в современном научном сообществе этимологов. По-моему, ближе к первообразу, скрытому в корне *dheh-, иное: «вдохновлять». Любое действие – это плод вдохновения, то есть влияния неделимого единого Духа Божия, проникающего внутрь материи и разделяющего ее на отдельные части - вещи: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил (в греческом тексте διεχώρισεν /диехоризен/ - восходит к тому же корню *dheh-) Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, 1: 1-3). Небо и земля, свет и тьма, день и ночь, вечер и утро, - все эти вещи сотворены Богом путем воздействия единосущного и нераздельного Духа Божия, разделяющего единую материальную субстанцию на две части. Латинское слово субстанция буквально называет ту бездну и воду, которая в начале творения была под Духом Божиим: суб- «под» + -станция «стоять, делаться твердым». Любое ДЕЙСТВИЕ в природе и в действительности имеет духовное начало и представляет собой разделение на «да» и «нет», производимое вдохновением. Слово ДА в русском языке родственно праиндоевропейскому *īḍḗ «повелевает, благоговеет, прославляет». В сочетаниях «Да будет свет!» и просто «Да!» присутствует одно и то же слово, называемое ныне то частицей, то словом-предложением. Любое согласие представляет собой особое ДЕЙСТВИЕ духа, которое изменяет действительность – делит ее иначе, чем было до произнесения слова «ДА!». Действительность остается единой и продолжает жить именно потому, что все многообразие ее вещей и действий находится в согласии с Богом в Его единосущном Духе и Слове, которым все мы вдохновляемся и воспитываемся - дышим. Согласно Книге Бытия, вторым после нисхождения Духа Божьего в воду и отделения света от тьмы ДЕЙСТВИЕМ было разделение воды силой Духа в Слове: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет (διαχωρίζον) она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил (διεχώρισεν) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Бытие, 1:6-8). Отметим, кстати, что наш привычный ГОРИЗОНТ – это древнегреческое χωρίζον /хоризон/ «линия разделения Земли и Неба – «воды от воды», или иначе – хорда (χορδή — «струна»), прямая линия, которая соединяет две крайних точки кривой. Действительность, сотворенная действием отделения «воды от воды», представляет собой постоянно длящееся ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ неба и земли, Духа и материи. В основе этого взаимодействия лежит нисхождение Духа в воду, вызывающее ее течение - непрерывный переход между тремя агрегатными состояниями: пар, жидкость и твердое вещество. Родившись второй раз от воды и Духа, каждый христианин становится участником взаимодействия Неба и Земли – ДЕЛАТЕЛЕМ, призванным согревать и смягчать окаменевшие холодные сердца, увлажнять благодарением скорблую обезвоженную почву жаждущих истины душ; твердо и хладнокровно переносить нападки духов злобы поднебесных. Таким образом, истинное ДЕЙСТВИЕ становится тройственным и единосущным воплощением Воли Божьей. Мягкая, теплая и парящая вода растворяет любое вещество, в том числе, точит камень, но ни один, даже самый твердый и тяжелый камень не может раздавить и разрушить воду, которую постоянно делит, очищает и воссоединяет Дух Божий. В этом заключается суть любого ДЕЙСТВИЯ, представляющего собой непрерывное деление неподвижной массы, вдохновение ее частей к движению и новое воссоединение ранее разделенного. В.С. |