« НазадДОМ 15.10.2019 16:12ДОМ – согласно данным современной этимологии,происходит от древнего корня *dem- «подчинять, создавать > строить». Этимологически однокоренными являются такие слова, как санскритское दम /dáma/ «строение, дом»; древнегреческие δόμος /dómos/ «дом», δέμω /démō/ «строить»; латинское domus /домус/ «дом, жилище». В латинском языке есть также однокоренное слово dominus /доминус/ «господин, хозяин, владелец дома». Современный глагол ДОМИНИРОВАТЬ, произошедший от ДОМ, означает «главенствовать, быть высшим в иерархии». По-моему, корень *dem- «подчинять, создавать > строить» является составным и происходит от сочетания двух древнейших первокорней: *deh- «малая часть» и *mey- «связывать воедино, подчинять одно другому». От корня*deh- «малая часть» происходит древнегреческий глагол δαίομαι /дэомэ/ «делить». От корня*mey- «связывать воедино, подчинять» происходит слово μόνος /монос/ «единый». Два образа порождают единое представление о доме, постройке, жилище: здание, построенное путем упорядочивания и соединения (связывания) разных строительных материалов и малых частей в большое единство. Если это предположение верно, то ДОМ корнесловно родствен таким словам, как δῆμος /демос/ «общество» и δημιουργός /демиург/ «гончар, ремесленник, творец». О слове ДЕМОС, однокоренном с ДОМ, следует особо заметить: в оригинальном тексте Евангелия этим словом называется не народ, как это написано в славянских переводах, а общество собравшихся вместе свободных людей. Народ состоит из разных родов предков и потомков, а общество – из граждан-современников. Народ как единый язык последовательно называется словом ЭТНОС, простой народ (простонародье) как слой общества – ОХЛОС. Демосом называют все собравшееся на площади или в зале собраний общество: и охломонов, и аристократов, и разночинцев. Таким образом, ДЕМОКРАТИЯ – это не власть народа-этноса, а власть собранного на выборы общества-демоса. ДЕМОС же, подобно ДОМУ, представляет собой доминирование высших кругов над низами и служит более интересам верхов, чем низов. «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ (δῆμος /ДЕМОС/) восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (Деяния апостолов, 12:21-24). «И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою (в оригинале ὀχλοποιήσαντες /охлопоисантес/) и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу (τὸν δῆμον /тон ДЕМОН/ - в отличие от беспорядочной толпы-охлоса, ДЕМОС – это более упорядоченное общество, судящее отдельных людей большинством голосов)» (Деяния апостолов, 17: 4-5). Как и дом, состоящий из разных уровней от подвала до потолка и крыши, демос-общество тоже устроено по принципу вертикального разделения на взаимозависимые низшие и высшие слои. На каждом уровне устанавливаются горизонтальные связи дружбы и родства, а также связи подчинения вышестоящим и доминирования над нижестоящими. Своевольная перепланировка дома жильцами, то есть подмена, ослабление или разрыв естественных связей влечет за собой разрушение всего ДОМА. Каждый человек представляет собой ДОМ: иерархически построенный организм, в котором постоянно происходит закономерный обмен между разделенными частями – органами, клетками, внутриклеточными структурами, бактериями и микробами. Если же порядок обмена веществ нарушается, дом начинает разрушаться. Бог, создавший человека, может отремонтировать ДОМ его организма, разрешая от порочных противозаконных и восстанавливая нарушенные закономерные связи: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (От Матфея, 12:22-30). В.С. |