« НазадГЛАГОЛ 22.04.2017 19:55ГЛАГОЛ – согласно мнениям современных ученых-этимологов, это слово состоит из двух повторений одного древнего корня *gol-/gъl. Сохранившееся в современном русском языке однокоренные слова глас и голос, сочетаясь, образуют единый образ: «Глас в голосе». Гласами в православной христианской культуре принято называть восемь ладов (тонов) богообщения, составляющих Осьмогласник, по-древнегречески – Октоих (октава – «восемь», ἦχος (ихос) — «отголосок», позже - Глас»). Каждый из Гласов имеет свое название и предназначение в традиционном молитвенном богообщении: 1) Глас Богоявления, 2) Глас Исхода, 3) Глас Небесной радости, 4) Глас Всепразднственный, 5) Глас Поклонения, 6) Глас Покаяния, 7) Глас Преображения, 8) Глас Вечности. Первых четыре Гласа почитаются прямыми, высокими и основными, а с пятого по восьмой – косвенными, низкими и производными от основных: Глас пятый производится от первого, шестой – от второго, седьмой – от третьего и восьмой от четвертого. Каждый из восьми Гласов настраивает голос человека на соответствующий тон обращения к Богу и к другим людям. В современном общении люди обычно мало следят за тем тоном, которым они произносят свои слова. Между тем, каждое изреченное слово, независимо от того, какой частью речи оно формально считается, всегда по сути является глаголом – голосовым выражением одного из восьми вдохновляющих Гласов. В древнем Санскрите однокоренное с глагол слово भाषा (bhāṣā) означает «речь, язык». Разумеется, звучащее из нечистых уст и вдохновленное нечистыми помыслами слово нашей речи может до полной неузнаваемости извратить любой из восьми чистых прямых тонов, дарованных человеку Богом. Тогда это будет уже не Глагол, а гологол, или болобол (звукоподражательное пустозвонство, болтовня пустомели, брехня, ботало коровье). Согласно преданию православной церкви, впервые типология восьми Гласов была произведена св. преподобным Иоанном Дамаскиным, который также описал восемь главных страстей, препятствующих восприятию Гласов и благополучному произнесению чистых глаголов. Первый Глас Богоявления наиболее торжествен и величествен. Второй Исхода – утешает, исполняя сердце кротостью и благоговением. Третий Глас Небесной радости – побуждает на духовную брань и подвижничество. Четвертый Всепразднственный – согревает сердце радостью о милости и благодати Божьей. Пятый Глас Поклонения пробуждает блаженный плач, вызванный печалью о грехах или умилением в надежде на милость Божию. Шестой Глас Покаяния рождает в сердце чувства преданности и любви, преодолевающие скорби. Седьмой Глас Преображения умягчает сердце, призывая милость Божию: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Восьмой Глас Вечности побуждает к благоговейному созерцанию вечного блаженства жизни Будущего Века. По нашему мнению, количество и предназначение основных гласных звуков (по-научному – фонем) во всех мировых языках изначально соответствует четырем прямым и четырем косвенным тонам, интонационно окрашивающим все произносимые на этих языках слова (то есть глаголы, звучащие на этих языках). К примеру, в славянорусском языке основными являются четыре прямых гласных звука, означаемые буквами Азъ, Есть, Иже, Онъ. Им соответствуют четыре косвенных производных гласных, означаемых буквами Укъ, Еръ, Ять, Омега. Есть также еще несколько косвенных производных гласных, означаемых буквами Ы (Еры), Ь (Ерь), носовыми «Юс большой» и «Юс малый», «Ижица», Й (И краткое). В разные исторические периоды развития языка формальный состав гласных звуков меняется, но присутствие восьми изначальных Гласов в звукобуквенном составе остается. Становясь глаголом в момент произнесения, каждое знаменательное слово становится волеизъявлением как говорящего (голос), так и того, кто вдохновляет речь (Глас). Звучащая живая речь – это Глас в голосе, вольное или невольное утверждение высшей воли, владеющей устами говорящего: «Речé же емý пилáт: ýбо Цáрь ли еси́ ты́? Отвѣщá Иисýс: ты́ глагóлеши, я́ко Цáрь éсмь áзъ: áзъ на сié роди́хся и на сié прiидóх въ мíръ, да свидѣ́телствую и́стину: [и] вся́к, и́же éсть от и́стины, послýшает глáса моегó. Глагóла емý пилáтъ: чтó éсть и́стина? И сié рéк, пáки изы́де ко Иудéом, и глагóла и́м: áзъ ни еди́ныя вины́ обрѣтáю въ нéм» (От Иоанна, 18: 37-38). В изначальном славянском тексте Евангелия глаголом чаще всего называется не просто произносимое слово – речь, а пророчество, основанное на откровении от Бога. В отличие от обычной речи – повествования или поведания, Глагол представляет собой проповедание: «При архiерéи áннѣ и каiáфѣ, бы́сть глагóл Бóжiй ко Иоáнну захáрiину сы́ну въ пусты́ни. И прiи́де во всю́ странý Иордáнскую, проповедая крещéнiе покая́нiя во оставлéнiе грѣхóв: я́коже éсть пи́сано въ кни́зѣ словéс Исáiи прорóка, глагóлюща: глáс вопiю́щаго в пусты́ни: уготóвайте пýть Госпóдень: прáвы твори́те стези́ егó: вся́ка дéбрь испóлнится, и вся́ка горá и хóлм смири́тся: и бýдут стрóпотная в прáвая, и óстрiи в пути́ глáдки: и ýзрит вся́ка плóть спасéнiе Бóжiе. Глагóлаше же исходя́щым нарóдом крести́тися от негó: порождéнiя ехи́днова, ктó сказá вáмъ бѣжáти от грядýщаго гнѣ́ва? Сотвори́те ýбо плоды́ достóины покая́нiя: и не начинáйте глагóлати в себѣ́: отцá и́мамы Авраáма: глагóлю бо вáм, я́ко мóжет Бóг от кáменiя сегó воздви́гнути чáда Авраáму» (От Луки, 3:2-8). В.С. |