Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ГОРЕТЬ  07.03.2018 08:30

ГОРЕТЬ – по данным словарей, от древнего индоевропейского коня *gʷhъrē- «греть, поддерживать огонь». В русском языке гласный /о/ чередуется с кратким ( ныне нулевым) гласным /ъ/: гореть (состояние вещи, находящейся в огне) – гъреть (воздействие на вещь огнем). Согласно словарям, этимологически однокоренными в русском языке являются такие слова, как жар, жечь, греть, горн (кузнечный). Вероятно не подтверждаемое словарями «ветвенное» родство ГОРЕТЬ с близкими по смыслу и звучанию словами горло, жерло, жрать, жрец. Огонь обладает свойством пожирать. В Санскрите, на слова которого ориентируются этимологи, восстанавливающие для словарей древние индоевропейские корни слов, однокоренными с ГОРЕТЬ являются такие слова, как घर्म /гхарма/ «жара», घृणोति /гхърноти/ «гореть, свтеить». Особый интерес представляет слово दिर्घायु /диргхави/ «долгожитель», где первая часть दि /дир/ значит «долго», а вторая र्घायु «житель», вероятно, происходит от того же корня, что и «жара», «гореть». В древнегреческом языке от этого древнего корня происходят слова θέρομαι /тхеромэ/ «раскаляюсь», θέρος /тхерос/ «лето; урожай», θερμός /термос/ «теплый» ; в латинском – fornus /форнус/ «печь, летняя жара», formus «теплый». С образом горения связано культурное представление человечества о жизни: жизнь – это горение, потребление и излучение света и тепла. Неслучайно вселенским символом жизни, в том числе и продолжающейся после смерти жизни является Вечный огонь, который «горит и не сгорает». К примеру, аллегорией вечной жизни является Библейская Неопалимая купина (в переводе – горящий и несгорающий терновый куст): «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Книга Исхода, 3:2). В Евангелии говорится о просвещении людей Светом истины как об особом горении сердец, с верой воспринимающих Слово Божие: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (От Луки, 30-32). Этимологи также признают близкое «ветвенное» родство глагола ГОРЕТЬ с существительными ГОРЕ, ГРУСТЬ и прилагательными ГОРЬКИЙ и ГОРДЫЙ, которые возводятся ими к древнему коhню *gher- «тереть». Горение как выделение тепла – это результат трения. В древности для добывания огня использовали специальное приспособление - трут. Трения, возникающие во взаимоотношениях людей, часто приводят к возгораниям – вспышкам ненависти и вражды. Особенно легко, подобно сухому пороху, загораются гордые сердца. Здесь образ горения связывается уже не с теплом и светом вечной жизни, а с испепеляющим разрушением всего живого в адском пламени, которое насаждает в душах «какой-то холод тайный» и мрак. Мрак и холод грешной жизни и нечистоты сгорает в Огне праведного гнева Божия: Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» – Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет». Говоря о благодатном горении любви Божией, дающем животворный свет и тепло, Священное писание открывает его первоисточник. Семь духовных светильников, о которых повествуется в Откровении Иоанна Богослова, представляют собой семь даров Святого Духа: страх Божий, благочестие (смирение), ведение, крепость (мужество), совет (совесть), разум, послушание Премудрости Божией (Богомыслие): «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» (Книга пророка Исайи, 11:1-3). В Откровении семь даров Святого Духа изображаются в виде горящих светильников: «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откровение Ионна Богослова, 4:5).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена