« НазадИМЯ 17.04.2019 23:15ИМЯ – этимологи разных стран соглашаются в том, что русское имя, греческое онома «имя», латинское nomen «имя», английское и немецкое name «имя» – это однокоренные слова, восходящие к сочетанию двух древних корней: *no- и *men. По-моему, основной корень слова ИМЯ *men или, в славянском написании, *мън (написание буквы «мыслете» с носовым «юс», читаемое как /мен/) – тот же, что и в словах УМЪ (след древнего носового звука остался в словах умный – умен), МНИТЬ, МНЕНИЕ, ПОМЯНУТЬ, МЫСЛЬ, а также в таких международных терминах, как менталитет, ментальность, мнемоника (технология запоминания), мания (одержимость навязчивой мыслью). К этому же корню восходит и греческое μνημοσύνη /мнемозине/ «память»; санскритское मन्यु /маньи/ «ум». Привести все множество слов, восходящих к корню *men в разных языках, в одной статье просто невозможно. Главное для нас – увидеть, что в слове ИМЯ основной корень содержит в себе первообраз корня *men: «УСТРЕМЛЕНИЕ ДУХА» (подробнее об этом см. в статье УМ). Все имена вещей изначально содержат в своей основе устремления духа, а раз содержат, то и направляют дух как произносящего, так и воспринимающего их человека. В этом сила и величие каждого ИМЕНИ: в нем есть ДУХ, который устанавливает отношение называющего человека к называемой им вещи: «Господь Бог создал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя (ὄνομα /онома/)ей.» (Бытие, 2: 19-20). Далее в Библии сообщается, что, назвав всех тварей земных их именами, Адам определил их дальнейшую судьбу по отношению к себе. Они стали не подобными и равными человеку помощниками, а подчиненными. Дав имена всем вещам, то есть наполнив души земнородных Божьих тварей своим духовным смыслом, человек по-прежнему остался одиноким на Земле. Тогда Бог разделил человека надвое, и только свою половину, плоть от плоти, Адам нарек равным себе именем «жена»: «И нарек человек имена (ὀνόματα /ономата/) всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие, 2:21-22). Для чего Бог-Творец повелел Адаму назвать всю живую тварь своими человеческими именами? – Библия дает однозначный ответ: чтобы Адам не был одинок в возделывании сотворенного мира. Адам сам по своей воле (своим духом) должен был определить для себя помощника в управлении Земным творением: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие, 2:15-18). – Далее, в вышеприведенных стихах с 19 по 22 этой главы повествуется о том, как в человеческом языке возникли имена всех земных тварей. Из Библейской книги Бытия следует, что смысл каждого языкового ИМЕНИ заключается, прежде всего, в том, чтобы человек избавился от одиночества и вступил в духовное общение с соответствующим и близким себе помощником: самим собой. Помимо установления дружеских отношений внутри себя человек, именуя вещи, усвоил их дух и стал диктовать земнородным душам свою волю. В каждом ИМЕНИ содержится свой превообраз. «Нарекая всякую душу живую» тем или иным именем, человек силой своего духа привносит в эту душу древнее представление – языковой образ мысли. Скрытый в каждом имени первообраз в сочетании с силой человеческого духа становится или благословением, или проклятием; прославляет или проклинает именуемую вещь. Способность называть вещи именами связана с величайшей ответственностью людей перед Богом: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́» («дурак»), подлежит синедриону (высшему духовному суду)» (От Матфея, 5:21-22). Древний приставочный корень *оn(o)-, от которого в русском языке осталось только И, а в других языках – «нэ» или «оно», привносит в слово ИМЯ дополнительный образ: «обвинение, обличение; судебный приговор». То, что древнее «но/оно» на русской почве превратилось в «и», закономерно. Точно так же древнее славянорусское местоимение ОН/ОНИ превратилось в речи в И (ИХ, ИМ, ИМИ). Корень * оn(o)- несет в себе два первообраза: 1) указание на третье лицо и 2) установление духовной связи между указанным лицом и тем образом, который придается этому лицу силой ума (духа) говорящего. Корень*оn(o)- присутствует в первой части древнегреческого слова ὄνειδος /онэйдос/ «обвинение, обличение, критика»; в санскритском निन्दा /ниндА/ «обзывание, обвинение». «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение (ὄνειδός /онэйдос/) между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый (ᾗ ὄνομα /э онома/) Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя (ὄνομα) же Деве: Мария» (От Луки, 1:25-26). В сочетании образы приставочного корня «обвинение, осуждение» и основного корня «духовное устремление» порождают единое корнесловное представление об ИМЕНИ как об особом устремлении человеческого духа, осуждающем именуемую вещь на ту или иную судьбу: на блаженство или на проклятие. Утрачивая это корнесловное представление, люди теряют и связанное с ним чувство величайшей ответственности перед Богом и Божьими творениями. Может быть, поэтому современный человек богохульствует, осуждает, обзывает, дразнит, калеча свою собственную и другие Божьи души? Если перевести ὄνομα корнесловно с греческого на современный русский, получится не просто «имя», а «осуждение ума», или «осуждение духа». Если так же перевести ὄνειδός, получится «осуждение вида», или осуждение «внешнего образа». Думая, что осуждаем и хулим внешний вид и материальную вещь, мы часто бездумно возводим хулу на Дух. Нельзя забывать о том, что каждое произносимое и исходящее из уст слово – это ИМЯ, несущее в себе и суждение, и исполненный духовной силы образ, воздействующий на внутренний мир. «Никакое гнилое слово (λόγος σαπρος /логос сапрос/) да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Апостола Павла послание к Ефесянам, 4:29). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея, 12:36-37). «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (От Матфея, 12:30-32). Устойчивое словосочетание «во имя (кого? Чего?), присутствующее во многих языках, указывает на то, что каждое действие движение духа и слово произносится человеком не просто так, а целенаправленно: во чье-либо ИМЯ. Цель делания «во имя» заключается в согласии, соединении духа с тем, во чье имя осуществляется дело: «Ибо, где есть двое или трое, собравшиеся во имя Мое (εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα /ис то имон онома), там Я посреди них» (От Матфея, 18:20). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое (/ἐν τῷ ὀνόματί μου/), то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое (ἐν τῷ ὀνόματί μου /эн то ономати му/), Я то сделаю» (От Иоанна:14:12-14). В.С. |