« НазадИНФОРМАЦИЯ 28.10.2017 09:54ИНФОРМАЦИЯ – происходит от дух древних корней: приставочного *en- «внутрь» и основного, того же, чти и в слове форма. С первым корнем у ученых-этимологов нет никаких сложностей: он тот же, что и в английском entrance – «вход», где en- означает «внутрь» а trance (транс) «перемещение, переход». Второй корень ученые признают невыясненным, дружно утверждая, наверняка утверждая только то, что форма – это форма. В век информационных технологий и попыток информатизации всех жизненных процессов такой подход явно недостаточен. В этимологических словарях как русского, так и ряда других языков высказываются предположения о родстве латинского слова форма и греческого морф. В переводе с древнегреческого языка слово морф действительно означает «форма», а производное от этого слова имя собственное Μορφεύς (Морфей) буквально переводится как «формирователь». В мифологическом пантеоне (собрании всех богов) древних греков Морфей является сыном бога сна Гипноза и богини ночи Нюкты, а также братом Фобетора, порождающего все фобии, и Фантаза, отвечающего за иллюзии (фантазии и мечты). В родстве с этими олицетворениями безсознательных состояний человека находится еще Морос - «погибель» - сын богини Нюкты (ночи), которая зачала его без вмешательства мужчины. Его считали братом Мойр — богинь судьбы. Кроме того, родственниками Мороса были Танатос и Керы, которые представляли собой физическое воплощение смерти (Керы причиняли насильственную смерть и смертельную болезнь, а Танатос олицетворял мирную смерть. В отличие от отца и других родственников, однокоренной с Моросом, Мойрами и славянскими Мороками Морфей отвечает не за наведение сна, а за содержание сновидений, их вид – за уподобление кажущихся видений действительности, за правдоподобие. Главное свойство Морфея, так же как и химических препаратов-морфинов – способность принимать в грезах, сновидениях, мечтах и в других иллюзиях любые формы – казаться тем, чего люди жаждут или со страхом ожидают увидеть. Сочетание древних образов *en- «внутрь» и Морфея «формирователя сновидений» порождает единый корнесловный образ информации: «проникновение во внутренний мир человека с целью формирования у него новых представлений о действительности». Принимая предположение о родстве формы и морфа, следует указать на единый древнейший первокорень, присутствующий в обоих словах: *mer- «стирать (изображение); повреждать, искажать образ». По сути, смерть – это искажение и внешнее разрушение подобия Образу Божию в земном человеке. В латинском тексте Книги Бытия производный от форма глагол формировать применяется при описании создания в седьмой День из праха земного уже сотворенных Богом в предыдущие Дни животных, птиц и человека. Фомированием называется не сотворение (креатив), а материальное оформление – конкретное воплощение сотворенного ранее: «И создал (formavit) Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (formaverat)» (Бытие, 2:7-8). «Господь Бог образовал (Formatis) из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2:19). В Евангелии на славянском языке форме и морфу соответствует образ, а форма и морф означают одно и то же, когда речь идет о системе образования путем информирования одних людей другими: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец (μόρφωσιν «морфосин»; formam «формам») ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Апостола Павла послание Римлянам, 2: 19-21). В древнегреческом языке к праязыковому первокорню *mer- восходит слово Βροτός («бротос», а еще ранее «мротос») - «смертный»; в русском - мереть, обмирать, обморок, морочить; в санскрите मर् (мар) «умирать, погибать» и еще множество производных слов со значением «разрушать, ранить»; в древне-персидском языке *martiya (мартья) «смертный человек»; в латыни – такие слова, как marasmus «маразм», mortis «мертвый» и еще множество; в английском – такие слова, как nightmare «ночной кошмар». Образ разрушения и искажения образов раскрывает смысл информации и информирования на более глубоком уровне: проникая во внутренний мир со своими новыми представлениями о действительности, информатор должен сначала разрушить, стереть, или, по крайней мере, исказить те образные представления, которые там уже были до него. Помимо цветка мака (опиума) символами Морфея служат двойные ворота: из слоновой кости для обманчивых иллюзий и из рогов животных – для вещих снов, предсказывающих судьбу. При помощи информации можно действительно или обманывать людей, влияя через ложные представления на их волю, поведение и, таким образом, на дальнейшее развитие событий; или направлять волю и дальнейшее поведение людей на верное отношение к грядущему и разумное поведение. Особенно ярко сила деформирующей представления и поведение информации проявляется в современной рекламе, социальной инженерии и в политтехнологиях. Евангелие призывает каждого земного человека к освобождению из информационного рабства путем христианского преображения и уподобления Богу и Его святым: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (μεταμορφούμεθα «метаморфумеса», transformamur «трансформатур») в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 3:18). Итак, главное из того, что содержится в информации – это новые формы, то есть образы и образцы человеческих отношений к действительности. Истинный смысл информации заключается в том, чтобы трансформировать, то есть преобразить человека, готовя его к возвращению в первозданное состояние подобия и сыновства Божия. Информация, отвлекающая людей от этого смысла – лишняя. В трех из четырех Евангелий содержится описание Преображения (в греческом оригинале «метаморфозы) Господня, но только в Евангелии от Луки повествуется о той нужной для самопожертвования и победы над смертью информации, которую сообщили Христу пророки Моисей и Илия: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился (μετεμορφώθηп «метеморфоси») ред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (От Матфея, 17: 1-3); «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (От Луки, 9: 30-31). В.С. |