« НазадИНТЕРЕС 21.08.2017 21:38ИНТЕРЕС – сложное слово, состоящее из двух древних сложных корней: *enter «между, внутри» и *es- «быть». Первый корень – тот же, что в санскритском अन्तर् /antar/ «внутри, в сердцевине чего-либо, между»; во французском entrée «вход»; в английском enter «войти», entrance «вход»; в древнегреческом έντερον «внутренности, кишечник». Интер- (в латинском варианте интел-), в свою очередь, тоже сложный корень, состоящий из двух древнейших первокорней: *en- «в, внутрь, внутри» и *tьr(s)- «сохнуть, суша, - земля, появившаяся из воды при сотворении мира». Сочетание двух первообразов порождает единое представление: «внутренняя почва, находящаяся в недрах Земли и еще не появившаяся на свет между водами мирового океана»: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею (латинский текст - Terram), а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Бытие, 1:9-10). Прежде, чем появиться на свет, вся тварь Божие уже была внутри Земли и ждала дождя, необходимого для урожая: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, еще находившуюся в Земле (antequam oriretur in terra), ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Бытие, 2:4-5). Все, что называется приставочным словом интер/интел- , находится внутри, во внутреннем мире, то есть еще не произошло – не стало явью, не появилось на свет. Некоторые современные русские слова, по-разному понимаемые и толкуемые, сохраняют в своих значениях первообразное представление об интер- как о внутреннем мире: интерьер «внутреннее убранство», интеллект «внутренняя способность к речемыслительной деятельности», интервент «вторгающийся внутрь»; интеллигент «внутренний человек, рожденный и живущий в духовном мире». У некоторых людей интеллигентность находится настолько глубоко внутри, что не может проявиться во внешней жизни до самой смерти. Есть также слова с корнем интер-, требующие более глубокого осмысления. К примеру, интернациональный корнесловно означает не просто «международный», а «внутренне родственный», то есть «братский по духу». Интернационалистом можно назвать того, кто руководствуется во внешней жизни внутренним духовным родством с людьми всех национальностей. Интервью означает не просто «обмен взглядами». Корнесловно оно представляет собой «выявление внутреннего взгляда» – мировоззрения. Второй сложный древний корень слова интерес, *es- «быть», восходит к тому же первообразному представлению, что и латинские esse «быть» и est «есть». Этот корень присутствует в русских есть, истый, истина; в санскритском सत्त्व /sattva/ «суть, бытие, разум» (многозначное понятие – одно из ключевых в религиозной философии индуизма и буддизма). Слово быть слишком абстрактно, чтобы порождать живое представление. Путь к конкретному образу лежит через этимологию личных форм настоящего времени славянского глагола быти: есть, есмь, еси, суть. Английские этимологи возводят к корню *es- русское местоимение оный (краткая форма, ставшая самостоятельным местоимением третьего лица единственного числа он), а также древнегреческое слово ὄντος τό /онтос/ (причастие от глагола εἰμί «быть») «сущее» - философский термин, введенный Платоном в его онтологии – учении о бытии и сути вещей. От *es- происходят такие слова, как эссенция, эссе, естество. Производя на свет все, что есть (существующее), само оное остается невидимым, скрытым внутри всех вещей – принадлежит не сему, а тому миру и свету – третьему духовному измерению реальности. Сочетая интер- «внутреннюю почву» и –ес «оную суть», восходим к единому представлению об интересе: «устремление к внутренней сути той или иной вещи, поиск правды, коренящейся в почве духовного мира». Заинтересованность человека в чем-либо несущественном, не имеющем в себе правды, то есть во лжи и иллюзиях, - путь погружения во тьму, ухода из настоящей жизни, удаления от Бога. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (в древнегреческом тексте εἰμι ὁ ὤν – оба слова образованы от корня *es-). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] (ὁ ὢν ) послал меня к вам» (Книга Исхода, 3:13-14). Заинтересованный ребенок с трудом разламывает свою игрушечную говорящую куклу или заводную машинку, чтобы увидеть, что у нее внутри. Не найдя в груде обломков пищи для интеллекта, способной утолить его духовную жажду, дитя разочарованно выбрасывает дорогие гаджеты. Настоящая тайна, скрытая в интересующих человечество вещах и явлениях этого мира, всегда невидима: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий ( ὁ ὢν; qui est ) в недре Отчем, Он явил» ( От Иоанна, 1:18). В.С. |