« НазадИСКУССТВО 02.05.2023 23:41ИСКУССТВО – от древнего корня *gews- «отведывать (на вкус), выбирать (по вкусу)». В древнегреческом языке однокоренным является прилагательное Γευστός /гефстос/ «вкусный, имеющий насыщенный вкус», а в английском – существительное gust /гаст/ «гастрономический или эстетический вкус». В русском Евангелии для перевода однокоренного с ИСКУССТВО исходного Γευστός /гефстос/ последовательно применяются слово «отведать»: «Когда же распорядитель отведал (ἐγεύσατο /игефсато/) воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (От Иоанна, 2:9-10). Настоящее произведение искусства создается и высоко ценится только теми людьми, у которых развит вкус как способность отличать прекрасное от ужасного и отвратительного (по-английски disgusting /дисгастинг/, от того же корня, что и вкус, и искусство). Как особый род самостоятельной деятельности талантливых творцов ИСКУССТВО открывает людям глаза на прекрасное и ужасное. Оно есть возможность выбора между спасением для вечной жизни и убийственным утолением страстной жажды познания зла. Есть искусство, которое облагораживает души и воспитывает достойных детей Божьих, и есть искусство, которое воспитывает падших жертв страстной похотливости и порождения ехидны. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Книга Бытия, 3:6-7). Вкус в искусстве – это не то же, что глагол «кусать» с приставкой «в», хотя в народной этимологии произошло историческое смешение корнесловных образов и представлений об искусности (владения хорошим вкусом) и искушенности (опыта познания не только добра, но и зла). Искусные в различении доброй и скверной пищи люди избегают искушений зла. Они пользуются своим неиспорченным вкусом для верного выбора того, что приемлемо, или отвратительно. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав (в греческом оригинале γευσάμενος /гефсаменос/, того же корня *gews-, что и ИСКУССТВО), не хотел пить» (От Матфея, 27:34). ИСКУССТВО, неразрывно связанное с ведением (духовным видением), бывает двух родов: 1) чистым и 2) отравленным лукавством мира сего, ядовитым, убивающим души. Чистое искусство порождает духовные плоды, вкушение которых воспитывает богоподобие и прививает людей к Древу жизни. Искусство, которое травит души, вызывает чувство временного наслаждения смертельно опасными ядовитыми плодами (игрой со смертью): «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили ( в оригинале ἐγεύσασθε /игефсасти/, того же корня, что ИСКУССТВО), что благ Господь» (Первое послание апостола Петра, 2: 1-3). В.С. |