« НазадКАПИТАЛ 08.07.2017 09:06КАПИТАЛ – в своем современном значении это слово пришло в европейские языки из средневековой латыни, в которой оно означало «собственность, основные средства, облагаемые налогом». Происходит от древнего корня *kaput- «голова, глава, верхняя часть тела». Латинское значение собственность развилось от названия храмового холма в Древнем Риме, названного «Капитолий». На этом холме был возведен храм для поклонения языческим богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Там была сосредоточена политическая и экономическая жизнь Рима. Возможно, название холма было связано с тем, что при строительстве храма римляне использовали привезенные из Греции капители (верхушки колонн) от храма Зевса. При храме Юпитера трудились древнеримские цензоры – жрецы-экономисты, которые среди прочих обязанностей занимались определением налогооблагаемой базы, то есть оценкой основного капитала каждого налогоплательщика. Ближе к новому времени цензорами титул и права цензора в Римской империи перешли от выборных или назначенных патрициев к самому императору. Однокоренными с капитал являются английское слово head «голова, глава» (древнеанглийское heafod); немецкое Haupt «голова, глава». По-видимому, *kaput- - это сложный корень, восходящийк более раннему *kap-/*kop- «насыпать холм, сгребать в кучу». К этому более раннему корню восходят отдаленно родственные капиталу русские слова копна, копить. Особый интерес представляет древнее слово копа, сохранившееся до сих пор в некоторых диалектах русского языка. Оно означает «стог из 60 снопов ржи». Число 60 – это древнейшая мера накопления капитала, восходящая к цивилизации древних Шумер (3 тысячи лет до н.э.), наследием которых являются 60 минут в часе и 360 градусов в окружности. Вслед за Шумерами шестидесятиричная мера веса и счета денег утвердилась в древнем Вавилоне (1 талант = 60 мина = 3600 сиклей) и в Иудее: 1 мина = 60 шекелей. Тридцать серебреников, за которые, согласно Евангелиям, Иуда Искариот предал Иисуса Христа, были 30 шекелями. Свидетельства измерения оборотного капитала в шестидесятиричных талантах, минах и сиклях (шекелях) многократно приводятся в тексте Библии: «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому» (Четвертая книга Царств, 18:13-16). «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит; и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников» (Третья книга Царств, 10:14-19). Профессор Московской Духовной Академии А. И. Осипов считает, что происхождение понятия числа 666 имеет следующую природу: в год к царю Соломону приходило 666 талантов, то есть около 30 тонн золота. По мнению А. И. Осипова, «данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны — царства земного изобилия, славы, могущества», как следствие, «этот абсолютный материализм и станет „именем“ антихриста как величайшего его идеолога». Евангельское пророчество об антихристе действительно связывает число зверя 666 с куплей и продажей, то есть с возможностью обращения капитала: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение апостола Иоанна Богослова, 13:15-18). В Новом Завете талант как мера исчисления оборотного капитала сохраняется, но представление об источнике талантов и о цели их преумножения в корне меняется. Источником и целью преумножения капитала, исчисляемого талантами представляется Господь: «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ОТ Матфея, 25: 14-30). В.С. |