« НазадКАТАРСИС 12.10.2018 07:54КАТАРСИС –древнегреческое сложное слово κάθαρσις /катарсис/ «очищение», которое имеет две части: приставка κατα- «противодействие, противоречие» и основа –αρσις «поднятие, подъем вверх». Корнесловно, катарсис представляет собой «подъем вверх после преодоления противодействия». По мнению Аристотеля и других античных философов, очищение души (κάθαρσις τῆς ψυχῆς /катарсис тис психис/) начинается с очищения от страстей или очищения страстей – κάθαρσις τῶν παθημάτων /катарсис тон патматон/. Страсти-патматон в первой части пат(о)- имеют тот же корень, что и патологии – пороки, порождающие ложные страхи-фобии и притупляющие в душе Страх Божий. Спор философов о том, как именно переводить κάθαρσις τῶν παθημάτων: «очищение от страстей (страданий)», или «очищение страстей», вряд ли уместен. Имеется ввиду и то, и другое: преодолев противодействие порочных страстей, душа отделяется от них на пути к Богу и, очищаясь, пробуждается для все сильного ощущения приближения к Богу – Страха Божия. Однокоренным с патматон является название греческого острова Патмос, куда римляне ссылали преступников, и где святой апостол Иоанн написал Апокалипсис «Откровение». Признаком первоначального очищения от порочных страстей и возрастания в душе Страха Божия является падение человека, приблизившегося к сиянию Славы Божией, на землю лицом вниз: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов» (Бытие, 17:3-4). «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Левит, 9:23-24). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» (Числа, 22:31). «Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою» (Иезекииль, 2:1). Катартический страх, пережитый тремя апостолами на горе Фавор во время Преображения Господня и Богоявления, описан в Евангелии: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались (ἐφοβήθησαν σφόδρα /эфобитисан сфобра/ - того же корня, что фобия). Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь (μὴ φοβεῖσθε /ми фобистэ/)» (От Матфея, 17:5-7). Доставляет ли Страх Божий, который есть начало Премудрости и переживание истинного катарсиса, страдание очищаемому Им человеку? – Согласно Евангелию, ответ утвердительный. К примеру, апостол Симон (Петр), на деле убедившись, что предстоит не просто перед Сыном человеческим, но именно перед Богом, в страхе просит Иисуса отойти от него: «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас (в исходном тексте θάμβος /тамбос/ «смертный страх» ) объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся (μὴ φοβοῦ /ми фобу/ - однокоренное с фобия); отныне будешь ловить человеков» (От Луки, 5:5-10). В день чтения этого Евангелия за литургией православный священник в проповеди спрашивает свою паству: «Способны ли мы, подобно рыбаку-апостолу, способны ли мы, подобно ребёнку, испытать благородный страх Божий в момент удачи, в минуту счастья? Или наш печальный удел – вспоминать своего Спасителя только тогда, когда боль, скорбь и ужас одолевают нас, когда ломается уклад обычной жизни, когда земля начинает взрываться у нас под ногами, когда становится страшно перед лицом неизбежной и мучительной смерти?» (Из проповеди протоиерея Сергия Ганьковского, произнесенной 07 октября 2001 года). Внешними проявлениями катарсиса являются смех и слезы, единовременный взрыв смертного страха и чистой жизнерадостности. Одно из значений приставки ката- в древнегреческом языке – не только «противодействие», но и «движение сверху вниз». В таких словах, как катастрофа «переворот», катапульта «переброс», каталог «упорядочивание сверху до низу», часть ката- означает отделение верха от низа для последующей перемены мест. Катарсис – это сила, способная мгновенно перевернуть, преобразовать, разрушить неверные представления и вновь упорядочить мировоззрение человека, возвратить высшее начало и нижний конец на подобающие им места. Основа катарсиса – арсис, в древней театральной культуре означало «подъем ноги в танце». В древнегреческой драме постоянно присутствовал поющий в танце хор. Танец хора состоял из двух основных движений: 1) арсис, во время которого певчие одновременно поднимали ногу и вдохновлялись – набирали воздух для пения; 2) тезис – одновременный удар стопой об пол и пение на выдохе. Тезис и сейчас понимается как утверждение, выражение мысли. В катарсисе нет тезиса – только арсис: вдохновение и подъем после отрыва от земной суеты, состояние «не от мира сего». «Он сказал им: вы от нижних (ὑμεῖς ἐκ τῶν κάτω ἐστέ /имис эк тон като есте/), Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала (τὴν ἀρχὴν /тин архин/) Сущий, как и говорю вам» (От Иоанна, 8:23-25). В.С. |