« НазадКРАЙ 15.02.2018 22:50КРАЙ – в этимологических словарях это слово возводится к единому древнему корню *(s)ker- «резать, оделять», тому же что и в словах скорняк, кроить, корнать. По нашему мнению, этот древний корень – составной, восходящий к двум древнейшим корням: къ- «присоединение» и *rъ- «резать, разделять». Сочетание этих корней порождает единое представление о крае: грань, граница, единый надел отрезанный от соседней стороны границей. Слова грань, граница и черта находятся в близком «ветвенном» родстве с КРАЙ, восходя к образу «межевание резанием, место разделения». Ранее в славянских языках был однокоренной глагол крити «резать на куски». В древнегреческом языке однокоренными являются слова κρίσις /кризис/ «решение» и κρίνω /крино/ «различаю, сужу»; в санскрите однокоренное कर्तित /картита/ «разрез, резать». Заимствованные из древнегреческого слова кризис, критиковать, критик в современном понимании называют процессы, с крайними, пограничными состояниями и отношениями. Критиками в современном обиходе называют тех, кто своими словесными суждениями режет по живому, определяет (ставя пределы) крайние грани доброго и злого, иногда впадая в своих суждениях в крайности. В Священном писании Ветхого Завета слово край связано со множеством запретов, кровопролитием, жертвоприношениями и религиозным обрядом обрезания крайней плоти. «Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего» (Второзаконие, 22:30). Корнесловно КРАЙ родствен к тому же первообразу, что и в слове КРОВЬ «соединение разделенного». Часто в Ветхом Завете говорится о «возложении жертвенной крови на край уха очищаемого и посвящаемого»: «и заколет овна в жертву повинности, и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит на край правого уха очищаемого» (Левит, 14:14). Единственный, не имеющий пределов и краев, сохраняющий связь с человеком, находящимся даже на краю гибели, или в других крайних обстоятельствах, согласно Священному писанию, - Господь Бог: «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!» (Псалом Давида 138: 5-19). Сила, превышающая власть крови, исцеляющая внутренне разделенного смертного человека и примиряющая нас с Отцом Небесным, - это Слово и Сын Божий Иисус Христос: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. (Апостола Петра послание 1, 2:1-8). Причастие Крови и Плоти Христовых спасает человека, находящегося вдали от Бога на краю гибели, сочетая разделенное и спасая погибающее: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Апостола Павла послание к Ефесеям, 2:13-21). В.С. |