« НазадМАССА 17.06.2017 06:59МАССА – от древнего корня *men- «месить, мять» (в этом корне ранее был носовой звук, проявляющийся как разные гласные: мну, сминаю, смял). К этому корню относятся русские месить, мешать, мять; древнегреческие μᾶζα (маза) «кусок теста», ἀνα-μάσσω «лепить, формировать»; английские match «уравнивать», among «между», mingle «смешивать в однородную массу», make «изготовлять, придавать форму», mug «керамическая кружка». «Не вѣ́сте ли, я́ко мáл квáс всé смѣшéнiе квáсит? Очи́стите ýбо вéтхiй квáс, да бýдете нóво смѣшéнiе, я́коже естé безквáсни: и́бо пáсха нáша за ны́ пожрéн бы́сть Христóс. Тѣ́мже да прáзднуем не в квáсѣ вéтсѣ, ни в квáсѣ злóбы и лукáвства, но в безквáсiих чи́стоты́ и и́стины» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 5:6-8). В современный речевой обиход термин масса был введен Исааком Ньютоном, который в труде «Математические начала натуральной философии» (1687) определил массу как «количество материи в физическом теле, равное произведению его плотности на объем». Масса тела соизмерима с его весом. В современной физике масса рассматривается как эквивалент энергии (внутренней движущей силы). Является ли совпадение звуковой формы корня * men- в словах масса и ментальность; мну и мню случайным? Определяя ментальность как силу мыслящего духа, не соотносим ли мы массу как меру физической силы и мнение как меру духовной силы? Давление однородной массы людей на плоть, душу и дух каждого отдельного человека в толпе вполне соотносимо по своей силе с давлением общественного мнения на каждого члена общества. В сотворенной Богом природе великое множество камней, но среди них нет ни одной пары, составляющей единую однородную массу – все они отличаются друг от друга. Сокрушив камни и смешав полученный порошок в единую однородную массу, человек, казалось бы, способен сформировать равные друг другу кирпичи для строительства столпа до небес и утверждения своего имени во всем мире. Сформировав из стертых в порошок личных мыслей и мнений единое общественное мнение, казалось бы, можно при помощи массовой культуры и системы образования достичь той же цели, что и при строительстве Вавилонского столпа. Единственным препятствием на пути распространения сокрушающей силы массового самоуничтожения всегда было и остается собственное имя каждого человека, в котором сохраняется его неповторимое богоподобие: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им» (От Иоанна, 10: 1-7). В.С. |