« НазадМОЛОДОСТЬ 16.12.2018 23:35МОЛОДОСТЬ – в этимологических словарях это слово по преимуществу возводят к древнему корню *mеl- «мягкий», и его производному *meldh- «кроткий, нежный, слабый». Корнесловно однокоренными ученые признают такие слова, как русские младенец, младший; санскритские मृदु /mRdu/ «нежный, кроткий», मृदुल /mRdula/ «мягкий»; греческие ἀμαλδύ̄νω /амалдуно/ «размягчаю, ослабляю», μάλθων /малсон/ «изнеженный человек», μαλθακός /малсакос/ «изнеженный, нежный»; английские melt /мелт/ «плавить, растоплять», mild /майлд/ «мягкий». В традиционных представлениях, свойственных славянорусскому языку, молодость связана не только с младенческой порой и юными годами, но и с малостью еще не возросшего человека: старый – что малый; мал еще со старшими спорить; мелочь пузатая; малец, мальчик, малыш. Не смотря на некоторые фонетические трудности, мешающие этимологам признать древнее родство слов молодость и малость, эти слова, по-моему, восходят к единому древнейшему первокорню *mъ(l)- «мелкий». Если это представление верно, то однокоренными с молодость надо признать очень многие слова, такие, как русские малый, меньший; индийское मनाक् /manAk/ «в малой степени, незначительно»; английское small /смолл/ «маленький». Родство представлений о молодости и малости; о молодом и маленьком (еще не взрослом) человеке отражено во многих стихах Библии Ветхого Завета. Например, в Книге Судей юный сын Иефер оказывается не в состоянии исполнить волю своего отца Гедеона и казнить врагов, потому что он еще молод, то есть мал в сравнении со взрослыми старшими. В итоге, враги просят, чтобы Гедеон сам совершил над ними казнь, поскольку он уже достаточно стар – силен и зрел для этого: «И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских. Гедеон сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас. И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлек, меча своего, потому что боялся, так как был еще молод (в славянском тексте «я́ко мла́дъ бя́ше»). И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его». (Книга судей, 8:20) Представление о молодости как о малой, еще не возросшей силе человека есть и в Книге Паралипоменон: «И сказал царь Давид всему собранию: Соломон, сын мой, которого одного избрал Бог, молод и малосилен ( в греческом тексте νέος καὶ ἁπαλός /неос кэ апалос/ «молод и мягок»), а дело сие велико, потому что не для человека здание сие, а для Господа Бога» (1-я книга Паралипоменон (Хроники), 29:1). В Ветхом Завете есть также примеры проявления в молодости великой силы и зрелой мощи. Настоящая сила и мощь проявляется только в том молодом человеке, который искренне сознает и исповедует свою слабость, малость и незрелость, то есть молодость перед Богом. Тому молодцу, который умаляет себя перед Отцом Небесным, Бог придает часть Своей силы: «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (в греческом тексте νεώτερος /неотерос/ «молод», а славянском – «я́ко о́трокъ а́зъ е́смь»). Но Господь сказал мне: не говори: «я молод (νεώτερος ἐγώ)»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иеремия, 1: 4-10). Мысль о том, что надо отличать плотскую, мягкую и слабую молодость, от свойственной некоторым старцам молодой незрелости, слабости и немощи духа, содержится в Книге Иова. Там повествуется, как молодой годами Елиуй, сын Варахиилов из племени Рамова слушая, как три старейшины осуждают пожилого годами Иова, воспылал на всех их гневом. Вдохновленный Богом, этот смиренный юноша прогневался на Иова за то, что тот винил в своих бедах Бога более, чем себя самого. На трех старцев же он прогневался за то, что они неверно осуждали Иова, не зная, как надо ему возразить. Исполненный Духом истины, Елиуй сообщил им и всем нам, что каждый человек в своей жизни может обрести и вторую, и третью молодость, если он молится Богу и послушен своему Ангелу-хранителю: «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, – Бог умилосердится над ним и скажет: «освободи его от могилы; Я нашёл умилостивление». Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (В славянском тексте сказано иначе: «умягчи́тъ же его́ пло́ть я́коже младе́нца, и устро́итъ его́ возмужа́вша въ человѣ́цѣхъ», то есть «уподобит мягкому младенцу по плоти и устроит как возмужавшего (сильного и зрелого) среди людей». Так же и в греческом). Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: «грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет». Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов, 33: 23-30). Далее юный Елиуй спасает своими словами душу престарелого Иова, вовремя обличив его в том, что тот подобен лицемерам, которые гневно осуждают Бога и этим губят свои молодые (еще малые) души: «Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы; поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их уязвляется от ангелов. Бог спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов, 36:13-17). В тексте Нового Завета также есть множество примеров отождествления молодости и незрелости. Одной из главных аллегорий Евангелия является уподобление человечества винограду и человеческой души – вину. Молодая душа подобна несозревшему вину. В силу своей незрелости она исполнена духа брожения – стремления разорвать те кожаные мехи, в которых она живет. Горе ветхим старцам с еще молодой душой и неперебродившим духом. Для преосуществления в Кровь Христову и причащения к вечной жизни во Христе пригодно только уже перебродившее старое вино: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (От Луки, 5:37-39). В.С. |