МЫСЛЬ

« Назад

МЫСЛЬ  22.02.2017 16:57

МЫСЛЬ – первый древний корень mon-dh-/*meu-dh-/*men-dh- означает «устремление духа к цели, дума». Сосудом для мысли служит слово. Однокоренное с мысль греческое mythos (миф) имеет древнее значение «речь», «произнесенное слово», «сказание». Выражение мысли происходит всегда на выдохе: вдохновленная теми или иными духовными силами мысль износится духом человека из глубины сердца: «Не входя́щее во устá скверни́т человѣ́ка: но исходя́щее изо ýст, тó скверни́т человѣ́ка» (От Матфея, 15: 11). Исходящая из сердца МЫСЛЬ в слове проносится духом через головной мозг и уста наружу – произносится: «Порождéнiя ехи́днова, кáко мóжете добрó глагóлати, зли́ сýще (будучи злыми)? От избы́тка бо сéрдца устá глагóлют. Благíй человѣ́к от благáго сокрóвища изнóсит благáя: и лукáвый человѣ́к от лукáваго сокрóвища изнóсит лукáвая» (От Матфея, 12:34-35). Дополнительный корень (суффикс) –сль, возможно, тот же, что и в слово, слыть, слух, слава. Этимологически однокоренными по первому корню*meu-dh-/*men-dh- являются современные слова мудрый, муза, музыка, мнить, мнение, ментальность, английское memory (мемори) «память». Устойчивые словосочетания современного русского языка соответствуют представлению о том, что ум от сердца направляет мысли в голову, то есть, к рассудку человека: умная мысль; мысль пришла в голову; сердечные помыслы. Евангелие прямо указывает на то, что главный орган для восприятия приходящих мыслей, хранения и вынашивания их – это не голова, а сердце. В отличие от умной головы мыслей, которые высказываются вслух и, сердечные помыслы проявляются в сердечной тишине и становятся вѣ́домы (видимы в духовном мире) сердцевѣ́дцу Богу: «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (От Матфея, 9:3-4).

фото1

«Вни́де же помышлéнiе в ни́х, ктó и́х вя́щшiй (кто из них больший) бы бы́л. Иисýс же вѣ́дый помышлéнiе сердéц и́х, прiéм отрочá, постáви é у себé (призвал отрока и поставил около себя и рече́ и́мъ: и́же а́ще прiи́метъ сiе́ отроча́ во и́мя мое́, мене́ прiе́млетъ: и и́же а́ще мене́ прiе́млетъ, прiе́млетъ посла́вшаго мя́: и́же бо (потому что) ме́ншiй (в оригинале (μικρότερος /микротерос/) е́сть въ ва́съ, се́й е́сть вели́къ)» (От Луки, 9:46-47).

Почему «меньший в нас» наиболее велик перед Госоподом? – Наше «Я» тройственно. Внутри каждого плотского внешнего человека скрыт внутренний душевный и внутреннейший духовный. Помышляя о том, «кто из них больший», взрослые апостолы повели себя, как малые дети, соперничающие за место отцовского любимчика. Внутреннейший человек, пребывающий в сердце, всегда мал: микроскопичен. Он мыслит не абстрактными понятиями, схемами и формулами, а как все дети Божии: живыми образными представлениями (иконами). Именно он, самый маленький-микротерос «внутреннийший сердца человек» своими духовными устремлениями направляет ум и чувства внешнего человека на те или иные поступки. Бог милует и принимает в нас не самостоятельного умного взрослого, а Свое малое (микро) дитя. Греческое слово μικρός /микрос/ происходит от древнего корня, восстановсленного учеными в виде *smēyg- «малый, тонкий, хрупкий». Хотя ученые и не признают этого (возможно, просто не обращают на это внимание), я убежден, что внутри *smēyg- скрыт более прочстой древнейший корень *men- «устремление духа» - тот же, что и в МЫСЛЬ. Устойчивая образная иконологическая связь между МИКРОС «малый» и МЫСЛЬ проявляется в мировой мифологии, где маленькая мышь, или муха издевле является олицетворением МЫСЛИ: «Боян бо вещий растекался мысию (в переводе Жуковского МЫСЛИЮ) по древу». Мысью наши предки называли «мышку» - мелкого грызуна, которого теперь называют белкой-летягой, потому что она легко перелетает с ветки на ветку по дереву. Королем мух, или мышей древние евреи называли своего мифологического בעל זבוב‏‎ /Бааль-Зевув/ «повелителя мух», одно из олицетворений западно-семитского Ваала. В сказках и мифологии МЫСЛЬ, приходящая в голову, олицетворяется в виде нечистого хтонического зверька, который настолько мал, что может незаметно проскочить в раскрытый рот, или в ухо: «мышка бежала, хвостиком вильнула…». В сердце МЫСЛЬ может проникнуть двумя путями: 1) залететь «мухой» из головы «от большого ума» и показаться маленькому внутреннейшему человеку в понятном для взрослых страшном виде. «Они, смутившись и испугавшись, мнили, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (От Луки, 24:37-38). 2) Минуя умную преломляющую ее голову, в Свете Истины прямо снизойти открытой Дверью (Христом) прямо во «двор овчий»: в сердце, где ею просвещается «внутреннейший сердца человек».

фото2 Мыслящий внешний человек, встречаясь со Словом Божиим в своей умной голове, спорит с Ним на равных, «по-взрослому». Простой внутреннейший младенец не рассуждает, а радостно открывает дверь своего сердца любимому Отцу: «Ты́ же, егда́ мо́лишися, вни́ди въ клѣ́ть твою́, и затвори́въ две́ри твоя́, помоли́ся Отцу́ твоему́, и́же въ та́йнѣ: и Оте́цъ тво́й, ви́дяй въ та́йнѣ, возда́стъ тебѣ́ я́вѣ. Моля́щеся же не ли́шше глаго́лите, я́коже язы́чницы: мня́тъ бо, я́ко во многоглаго́ланiи свое́мъ услы́шани бу́дутъ: не подо́битеся у́бо и́мъ: вѣ́сть бо Оте́цъ ва́шъ, и́хже тре́буете, пре́жде проше́нiя ва́шего» (От Матфея, 6:6-8). «Согреяся сeрдце моe во мне, и в поучeнии моeм разгорится oгнь» (Псалом Давида38:4).

Когда МЫСЛЬ приходит даже в самое чистое сердце из рассуждающей суемудрой головы, она всегда является сомнительной, смущающей и пугающей внутреннейшего младенца. Причина сомнительного пугающего характера умных МЫСЛЕЙ внешнего земного человека ясна: они приходят в голову из-под земли, от корней и плодов древа Познания: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это» (Деяния апостолов, 5: 3-5). «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Послание ап. Павла Римлянам, 8:27).

В.С.