НАМЕРЕНИЕ

« Назад

НАМЕРЕНИЕ  09.07.2019 20:43

НАМЕРЕНИЕ – несмотря на родство со словом МЕРА, это слово в первой части (МЕ-) восходит к иному древнему корню, определяемому этимологами как *med- «советовать, лечить». В древнегреческом языке от этого корня произошло слово μήδεᾰ /медиа/ «хитроумие, совещание». В славянорусском языке к корню *med- восходит слово между. Мера, скрытая внутри слова НАМЕРЕНИЕ – не только мерка, которой мы подходим к разумению добра и зла. Это еще и мероприятие, то есть те меры, которые мы предпринимаем (как в выражении «принять меры»). Когда человек делает что-либо НАМЕРЕННО, он осознанно направляет свою волю на то, что считает приемлемым. Иногда это происходит по принципу «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Плохо ли принимать вкусную пищу? – Нет, когда прием пищи происходит с намерением восстановить силы для поддержания жизни. Когда же прием пищи происходит с намерением развлечься и как можно лучше угодить своему чреву, еда превращается в злое саморазрушение и в идолослужение. Плохо ли углубленно размышлять, то есть медитировать (от того же корня *med-, что и НАМЕРЕНИЕ)? – Нет, когда человек мысленно обращается к Слову и Духу Истины, намереваясь направить свою волю на благо и исполнение Божьей Воли. Однако, медитируя с намерением проникнуть в духовный мир для самоутверждения, мыслитель впадает в смертный грех демонического своеволия. Примером благих намерений, обращенных во зло, в древнегреческой мифологии стала трагедия волшебницы Медеи (имя, производное от корня *med- «советовать, лечить», как и НАМЕРЕНИЕ). Руководствуясь своевольным намерением помочь Ясону украсть золотое руно, она сначала предала свое отечество Колхиду, а затем погубила и собственных детей, и душу, совершив самоубийство. Намерение – это состояние духа, устремленного к избранной и намеченной цели. Оно не может быть непосредственно видимым, хотя косвенно отражается в глазах, в поведении, в выражении лица, жестах и позах. Поскольку намерение нематериально, оно не считается поступком и не подлежит суду общества. В духовном же мире оно более существенно, чем действительный поступок, так как является исповеданием веры, проявлением верности и преданности человека тем или иным духовным силам. К примеру, боголюбивый Ной еще не видел признаков гнева Божьего, но стал послушно строить ковчег, воплотив свое намерение исполнить Волю Божью, несмотря на насмешки окружавших его людей: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было (в греческом оригинале μηδέπω /медипо/ - от корня *med-) видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Апостола Павла послание евреям, 11:7). С корнем *med- в слове НАМЕРЕНИЕ сочетается еще один древний корень *ser- «связывать воедино», тот же, что и в названии славянской буквы Ръцы «произноси, высказывай», и в древнегреческом слове ῥῆμα /рема/ «глагол, изреченное волеизъявление». «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным всяк глагол (каждое изреченное слово-волеизъявление. В греческом оригиналеπᾶν ῥῆμα /пан рема/)» (От Луки, 1:36-37). Мы привыкли к тому, что глагол-рема – это грамматическая часть речи, как учат в школе. На самом же деле рема, то есть изрекаемый глагол – это и есть речь, которую в древности называли глаголанием. В глаголании происходит волеизъявление, то есть высказывается НАМЕРЕНИЕ. Если волеизъявления нет, то звучащая речь из пророческого глаголания превращается в светскую беседу - обмен мнениями. Когда высказывается НАМЕРЕНИЕ, речь наполняется высшей духовной силой. Происходит называемая корнем*ser- связь духа того, кто говорит, с тем источником духовной мощи, воле которого предан говорящий: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (здесь Синодальный перевод недопустимо неточен! Написано иначе: «не о хлѣ́бѣ еди́нѣмъ жи́въ бу́детъ человѣ́къ, но о вся́цѣмъ глаго́лѣ (в оригинале ῥήματι /ремати/), исходящем...»), исходящим из уст Божиих» (От Матфея, 4:3-4). Намерение и воля человека развивается именно или «о хлебе то есть вокруг материальных благ, или «о глаголе» - вокруг и около Слова Божьего как главного стержня внутреннего мира. В славянском тексте Евангелия Иисус Христос иногда просто «речет», то есть «говорит», а иногда «глаголет». Там, где повествуется о мнениях и суждениях, в греческом оригинале используются глаголы εἶπεν /эйпин/ «говорит», λέγει /легей/ «говорит, высказывает», или λαλῶ /лало/ «говорю». «И говорит (εἶπεν) Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит (λέγει) ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея, 4:9-10). В тех же местах Евангелия, где повествуется о НАМЕРЕНИИ Иисуса Христа исцелить верующих людей проповедью, в славянском тексте последовательно используется только слово «глагол», а в греческом оригинале – ῥήμα. Чтобы Слово Божие стало той МЕРОЙ, принятие которой становится НАМЕРЕНИЕМ человека. Для принятия мер, соответствующих богоугодному намерению, обязательно нужна вера, подобная Ноевой, Моисеевой или вере иных святых отцов: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? (в славянском тексте «ка́ко мои́мъ глаго́ломъ вѣ́ру и́мете?»; в грече ском оригинале «ἐμοῖς ῥήμασιν πιστεύσετε /имэс ремасин пистевсете/?»)» (От Иоанна, 5:46-47). Сочетание двух корнесловных образов *med- «советовать, лечить» и *ser- «связывать воедино» порождает представление о НАМЕРЕНИИ как о духовной связи и единстве воли человека с Волей Божией, или с нечистой силой. В древнем славянском тексте Священного писания слово НАМЕРЕНИЕ отсутствует. Оно встречается только в Синодальном переводе. «И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет» (Книга Иова, 22:26-28). «Он сотворил человека и положил сердце его в средине тела, и вложил в него дух, жизнь и разум и дыхание Бога всемогущего, Который сотворил все и созерцает все сокровенное в сокровенных земли. Он знает намерение ваше и что помышляете вы в сердцах ваших, когда грешите и хотите скрыть грехи ваши» (Третья книга Ездры, 16:62-64).

В.С.