ОБРАЗ

« Назад

ОБРАЗ  05.02.2017 14:11

ОБРАЗ – приставочный древний корень: *opi- (об-) «вокруг», «около», «вслед». Основной  корень *or-dh(-раз) восходит к представлению о действии: «разить/резать», «отделять», «разрешать».  Образ – это отглагольное имя существительное, называющее итог действия. Живое  представление о действии, порождающем образ:  «отделение от окружающего резанием», «отрешение от лишнего». Этимологически однокоренными и близкородственными образу являются слова образец, (пре)ображение,  образовать. Образовывать – значит, вырезать по линии (контуру) образца. Законченным образ становится только после возвращения резца в точку начала резания. «Плотник, избрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме» (Исайя, 44:13). Словесная ткань, из которой в человеческой душе выкраивается живой образ «внутреннего человека», называется текстом (ср. текстиль). Текст внутреннего мира человека соткан из слов. Живые связи между внутренними словами нуждаются в постоянной обрезке – отрешении от ложных представлений.  Образование невозможно без конкретного образца и точного образующего живого слова - резца. Уподобление  живому образцу – преображение - происходит путем живого подражания ему (раз/раж – историческое чередование согласных в одном корне). Истинный и совершенный Образец для нашего образования - Бог и Господь, по Образу и подобию которого сотворены все люди. В светском образовании отказ от этого образца приводит к язычеству, сквернословию и нечистоте: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» ( Апостола Павла послание  Римлянам, 1: 21-23). Речь, пророчество корнесловно представляет собой резание (ср. «срезал», «сказал, как обрезал», «острослов»). Резец для раскройки внутреннего текста человеческих представлений – изрекаемое Слово Божие: «И рече к ним (сказал): слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне воглаголю ему (говорю с ним),  но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем домý Моему: устами к устам возглаголю Я ему, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числа, 12:6-9). Грядущая победа Образа Божия над образом зверя-антихриста возвещается в пророческом Откровении апостола Иоанна Богослова: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Апокалипсис апостола Иоанна, 15: 1-3).

В.С.