« НазадОТВЕТ 13.02.2018 23:27ОТВЕТ- от двух древних коней: приставочного отъ- «исток, первоначало творения» и основного –ветъ «высказывание, произнесенное слово», восходящего к древнейшему *wej «выдыхать, веять». Корень отъ – тот же, что в слове отец, в предлоге от. Корень –ветъ – тот же, что в словах вещь, вещать, вече, совет, навет, привет. Родство слов ответ, отвещать (отвечать) с глаголом ведать в современной этимологической науке не признается, поскольку привычка разделять слышимое (высказывание) и видимое (имеющее внешний вид) довлеет над представлением о единстве и родстве определяющего вещь слова и определенной словом вещи. Попытки возвести вещатъ и ведать к разным корням неубедительны. Та сила, которая веет, не только производит ветер и звук голоса. Солнечный ветер, вея, проливает свет – поток ионизированных частиц, согревающий мир и позволяющий видеть внешний вид всех вещей. Неслучайно слово, сказанное голосом, порождает в воображении не менее яркие и четкие представления, чем образ материальной вещи, показанной в том или ином свете. Важно заметить, что сказывать (то есть вещать, отвещать) и показывать (то есть ставить вещь на вид) – это один и тот же глагол с разными приставками с- и по-. Ответ корнесловно представляет собой исходящую от источника вещания и открытую для ведения вещь – извещение: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая (в славянском оригинале Отвѣщáвъ), сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ (отвѣщáвъ): блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (От Матфея, 16:15-17). В ветхозаветных «Притчах Соломона» есть одно таинственное и до сих пор не осмысленное в своей глубине изречение: «Человѣ́ку предложéнiе сéрдца: и от Гóспода отвѣ́тъ язы́ка». (Притчи Соломона, 16:1). В этом изречении традиционно токуют только первую часть, объясняя предложения сердца как человеческие предположения. Во второй же части – там, где речь идет об ответе языка на предложение сердца, на слово язык почему-то не обращают внимание. Объясняют все просто: человек предполагает, а Господь располагает. Между тем, каждый живой язык – это благовестник. Он отвечает на все вопросы своих носителей, называя вещи своими именами. Каждая вещь и каждое слово языка, называющее вещь, – это ответ Бога на вопрос человека о происхождении, смысле называемой вещи, и о том, какое она имеет отношение к нашей жизни. «Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» От Марка, 11:27-33). В.С. |