« НазадПОЛЬЗА 18.10.2018 23:07ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по- восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19). Сочетание основного образа «легкий, невесомый» с приставочным «возвратиться» порождает единое представление о пользе как о возвращении к легкой жизни, облегчении. Стремясь к общей пользе как к облегчению жизни, мы буквально пытаемся устроить себе рай на земле. На бесполезность суетных попыток человека богатеть и наслаждаться, пользуясь плодами своих трудов, указывает еще Ветхий Завет: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст, 5:14-15). Согласно Ветхому Завету единственное делание, приносящее пользу, это благотворение, сопровождаемое добрым словом в адрес нуждающегося: «Что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Число дней человека — много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности. Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. Он видит и знает, что конец их очень бедствен, и потому умножает милости Свои. Милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его. Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово — лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяния слово? а у человека доброжелательного и то и другое» (Книга Иисуса сына Сирахова, 18:7-17). Согласно Евангелию, единственно настоящую пользу приносят действия, направленные на очищение, хранение и спасение человеческой души для вечной жизни: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8:36). В.С. |