« НазадПСИХИКА 02.06.2021 17:51ПСИХИКА – заимствовано из древнегреческого, где ψυχή /психе/ исконно означает «дыхание, дух, душа». Восходит к древнему корню, воссозданному этимологами в виде *bhes- «дуть». Учитывая, что суффикс (в переводе «дополнение») -к- исконно означает «совокупность», можно корнесловно определить ПСИХИКУ как совокупность «дуновений», то есть духовных веяний, движение которых наполняет внутренний мир человека мыслями, чувствами, переживаниями и всеми иными «психическими процессами». Вопрос «Чем дышит этот человек?» - это вопрос о состоянии ПСИХИКИ: о том, какие мысли, чувства взгляды и убеждения наполняют внутренний мир, владеют душой. На древней Византийской мозаике шестого века ψυχή /психе/ изображена в виде птицы между ветвями дерева. Является ли это дерево Древом жизни, или Древом познания? – Как и все древние символы, это изображение имеет множество толкований. Русская культурная традиция отождествления ПСИХИКИ- ψυχή и души восходит к Ветхозаветной Книге Бытия: ««И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице егодыхание πνοὴν жизни, и стал человек душею (в греческом переводе Септуагинты ψυχὴν /психен/) живою» (Бытие, 2:7). Важно заметить, что глагол «вдунул» в древнегреческом тексте в корне отличен от слов «душа» и «дух», а также от ψυχή. Словом «вдунул» славянский переводчик перевел глагол ἐνεφύσησεν /инифюзесин/ - приставочное образование от основы φύσις /фюзис/ «порождение, (в более позднем переосмыслении) природа». Приставка ἐν- /ин/ означает «проникновение внутрь», а основа εφύσησεν – «породил». Что породил Бог внутри лица земного человека: душу? – Нет, поскольку ни одна буква Священного писания не бывает «лишней». Далее сказано: «дыхание жизни» - Бог породил в человеке дыхание, то есть внутреннее движение духовных веяний, дум, которые теперь ученые называют совокупностью психических процессов, то есть ПСИХИКОЙ. В греческом исходном тексте вместо «дыхание» сказано πνοὴν /пноен/ «движение духа», слово того же корня, что и пневма «дух». Итак, корнесловно можно воспринять строку Книги Бытия «вдунул в лице его дыхание жизни» буквально как «породил в его внутреннем мире духовное движение, психику». Заново родившись от Духа Божия как одухотворенная личность с живым подвижным внутренним миром, человек «стал душою живою - ψυχὴν /психен зосан/)». Здесь следует особо подчеркнуть отличие богоподобного человека от душ животных, произведенных на свет Землей по Слову Божию: «И сказал Бог: да произведет земля душу (ψυχὴν /психен/) живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так… И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Бытие, 1:24-28). Во-первых, сразу заметим, что в этой первой Главе человек, мужчина и женщина, сотворенный Богом в Шестой День вслед за животными, был хоть и богоподобен, и предназначен Богом для владычества над всей земнородной тварью, еще не был лично одухотворен Духом Божиим. Живой душой, наделенной Богоподобной ПСИХИКОЙ, человек стал только на следующий Седьмой День, как сказано в процитированной выше второй Главе. Была ли у человека живая ПСИХЕ-душа в Шестой День? – Да, как и у всех животных, которыми человек призван обладать. Была ли у него в этот же День вдохновленная Богом ПСИХИКА? – Еще нет, поскольку вместилищем Пневмы – Духа жизни, исходящего от Бога, человек стал только в Седьмой День. Наша ПСИХИКА изначально более Богоподобна и обращена к вечной жизни в Слове Божьем, чем земнородна и обращена к обладанию природными ресурсами. Удовлетворение животных потребностей плоти для духовного человека второстепенно и менее значимо, чем личное Богоподобие. Бог есть Любовь, и эта Любовь более потребна, целительна, важна и ценна для человеческой ПСИХИКИ, чем земная жизнь собственной души, временно обладающей земными благами и богатствами: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (ψυχὴν /психен/) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу (ψυχὴν) свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе (ψυχὴν) своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу (ψυχῆς /психес/) свою?» (От Матфея, 16:25-26). В.С. |