« НазадРАДОСТЬ 02.05.2017 22:32РАДОСТЬ – вопрос о древнем корне этого слова является спорным. Наиболее распространенное предположение: * red/rod- «веселый, бодрый». К этому корню относят санскритское *radhas (раджас) «милость, благословение». Есть обоснованные предположения о родстве рад с греческим эрос «любовь», со славянским род «кровные узы», праязыковым аръ- (*ar- с расширителем *dh-) «свет Неба». Также заслуживает внимания предположение об отдаленном ветвенном родстве радости с английским словом ray «луч» («сиять, светиться от радости»). В культуре русского православия радость прочно связана с целостным всеобъемлющим представлением о единении людей в любви, свете, тепле, веселье, духовном родстве. Радость, согласно Священному Писанию, - это наилучшее состояние души, которому всегда предшествует избавление от духовной нечистоты и прощение грехов – очищение: «Окропи́ши мя́ иссóпом, и очи́щуся: омы́еши мя́, и пáче снѣ́га убѣлю́ся. Слýху моемý дáси рáдость и весéлiе: возрáдуются кóсти смирéнныя. Отврати́ лицé твоé от грѣ́х(ов) мои́х и вся́ беззакóнiя моя́ очи́сти. Сéрдце чи́сто сози́жди во мнѣ́, Бóже, и дýхъ прáв обнови́ во утрóбѣ моéй. Не отвéржи менé от лицá твоегó и Дýха твоегó святáго не отими́ от менé. Воздáждь ми́ рáдость спасéнiя твоегó и Дýхом Влады́чним утверди́ мя. Научý беззакóнныя путéм твои́м, и нечести́вiи к тебѣ́ обратя́тся. Избáви мя́ от кровéй, Бóже, Бóже спасéнiя моегó: возрáдуется язы́к мóй прáвдѣ твоéй» (Псалом Давида 50, 9-16). В Евангельских притчах Христос открывает, что радость победы над нечистой силой и очищения грешного человека от его грехов, многократно превышает радость о девственной чистоте непорочных праведников: «Речé же к ни́м при́тчу сiю́, глагóля: кíй человѣ́к от вáс имы́й стó овéц, и погýбль (потеряв) еди́ну от ни́х, не остáвит ли девяти́десяти и девяти́ в пусты́ни, и и́дет вслѣ́д поги́бшiя, дóндеже обря́щет ю́ (до тех пор, пока не обретет ее)? И обрѣ́тъ (найдя) возлагáет на рáмѣ (плечи) свои́ рáдуяся: и пришéд в дóм, созывáет дрýги и сосѣ́ды, глагóля и́м: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обрѣтóх овцý мою́ поги́бшую. Глагóлю вáм, я́ко тáко рáдость бýдет на небеси́ о еди́номъ грѣ́шницѣ кáющемся, нéжели о девяти́десятих и девяти́ прáведник(ах), и́же не трéбуют покая́нiя. Или́ кáя женá имýщи дéсять дрáхм, áще погуби́т дрáхму еди́ну, не вжигáет ли свѣти́лника, и пометéт хрáмину, и и́щет прилѣ́жно, дóндеже обря́щет? И обрѣ́тши созывáет други́ни и сосѣ́ды, глагóлющи: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обрѣтóх дрáхму поги́бшую. Тáко, глагóлю вáм, рáдость бывáет пред áнгелы Бóжiими о еди́ном грѣ́шницѣ кáющемся» (От Луки, 15:3-10). Наивысшей радостью как в земной, так и в вечной жизни будущего века, согласно Евангелию, является радость от победы над смертью – воскресения: «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (От Иоанна, 16: 19-22). В.С. |