РОД

« Назад

РОД  01.02.2017 20:37

РОД –от древнего корня*urodh-/*ordъ «расти», «подниматься». Того же корня греч. orthos – «прямо стоящий», «вставший», «поднявшийся», лат. arbor «дерево». В греческом языке род какпроисхождение – «genos», в латинском – «genus». От греческого генос происходит genia – гения «поколение»; гений «хранитель, покровитель рода»; Евгениос – «благородный»; геогениос – «земнородный». Как сорт, вид, обладающий своим особым качеством («существо своего рода»), род в греческом языке называется словом «ейдос» (см. ВЕДАТЬ) того же корня, что и «эйкон» – икона, образец. Сравним русский и греческий переводы строк из Книги Бытия: «И создал Бог зверей земных по роду их Καὶ ἐποίησεν (и создал) ὁ θεὸς τὰ θηρία (зверей) τη̃ς γη̃ς κατὰ γένος καὶ». Геос ката генос кэземных по роду их. Получается геогенос – земнородный, созданный Богом. Далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Καὶ ἐποίησεν ὁ θεὸς (и сотворил Бог) τὸν ἄνθρωπον κατ' εἰκόνα θεου̃». Антропон кат ейкона Теу– человека по образу Божию. Получается не «по роду их», а «по образу Своему». Поскольку одно из имен Божиих – Благо, можно сказать, что изначально человек, мужчина и женщина, как род живых существ был сотворен благородным – не по роду земнородных, а по иконе – образу Божию. Вкусив от древа познания (arbor), человек обрел и земную природу – стал расти (*ordъ), то есть, подобно земнородным изменяться по роду своему, познавать (γνωρίζω – «гнорисо», того же корня, что и генос «род» ) и рождать себе подобных; стареть и умирать. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». По-гречески: ἔγνω (эгно «познал», тот же корень, что и ген); ἔτεκεν (этекен «родила», тот же корень, что и в ткать). Роды, рождение человека в славянорусском языке представляет собой начало роста, восхождения от земли к Небу: уродилось то, что сначала взошло и затем выросло, УРОЖАЙ. В древнегреческом языке рождение представляется как обличение в ткани плоти, завершение процесса ткачества: этекен «родила», либо как результат познания γέννηση – гениси «рождение». Рождение, как начало рода «роста» издревле связано с познанием: познание предшествует роду. Познание зла и нечистой силы предшествует их росту и преумножению в геноме человека. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! (γενεὰ ἄπιστος – генеа апистис) доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род (τοῦτο τὸ γένος – туто то генос) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (От Марка, 9: 17–29).

В.С.