« НазадСАМЫЙ / САМЪ 20.10.2022 23:31САМЫЙ / САМЪ – этимологи возводят это слово к древнему корню *sem- «вместе, едино», тому же, что и в латинском слове singulī /сингули/; в древнегреческих ὁμός /(х)омос/ «единосущный», εἷς /(х)ейс/ «один»; санскритское सम /сама/ « английское same/сэйм/ «такой же, тождественный, равный». Молитвенно обращаясь ко Христу с чашей Святых даров в руках, священник вместе с причастниками исповедует: «Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Смысл и суть этого исповедания непостижимы для человеческого ума. Тут спасает только твердая по-детски чистая вера в то, что таинственно преосуществленные Богом хлеб и вино в Чаше причастия стали по сути едины и нераздельны с Его пречистым Телом и честной Кровью: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (От Марка, 14:22-24). Когда священник священнодействует во время литургии САМ, корнесловно это означает, что он пребывает в единстве с Богом, действует вместе с Ангелами Божьими и произносит над Чашей своими устами благословение Христово: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Апостола Павла послание к галатам, 2:19-20). Как же тогда живут те люди, которых принято называть самоуверенными, то есть исполненными веры не в Бога, а в себя как в человека; в свои личные силы и возможности? Когда такие самонадеянны люди заявляют «я САМ так решил», они, по сути, исповедуют свое стремление к единству не с Богом, а с только с собой – «я сам по себе». Составляет ли такой гордый человек внутреннее единство с бесом, незаметно внушающим ему мысли о способности самостоятельно дышать, действовать и владеть собой без помощи Божьей? Бесов святые отцы называют «не сущими», поскольку, полностью отрешившись от Бога, они лишились своей сути. Тот, в ком нет сути (сущности), не может стать неотъемлемой частью САМОГО человека, поскольку истинно САМЫЙ – это пребывающий в единстве с Богом, Который придает суть всему существующему в этом временном смертном мире. САМОСТЬ человека, который пытается жить без Бога – это иллюзия, кажущееся состояние единства только с собой помимо Бога. Мнящий себя отделенным от Бога атеистом человек по милости и долготерпению Божию временно дышит САМ. Происходит это потому, что Святой Дух не полностью отступает от него и пребывает в его легких и крови своими энергиями жизни. Сердце пораженного ложной самостью человека продолжает биться в нужном ритме не потому, что он так решает и отсчитывает нужный ему ритм собственного пульса, а по милости Божией: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение Иоанна Богослова, 3:20). В византийском греческом православии времен Константина Великого вопрос о САМОСТИ человека вызвал острейшие споры христиан с арианами и иными еретиками. Возникли два полярно противоположных рода богословских терминов: омоусия «единосущие» и омойоусия (позже омиусия) «подобосущие»; омология «исповедание сути Учения Логоса Христа в своих проповедях» и омойлогия «подобные христианскому вероисповеданию и вероучению собственные проповеди». Выше указано, что греческие имена прилагательные: ὁμός /хомос/ «самый» и ὅμοιός /омойос/омиос/ «подобный самому» являются этимологически однокоренными с русским словом САМ/САМЫЙ. Их древний корень – *sem- «вместе, едино». Последователей Ария стали называть «подобосущниками», а православных христиан, верующих в Троицу Единосущную и нераздельную, «единосущниками». Путаница в представлениях, скрытых в слове САМ/САМЫЙ, сохраняется в наших мало просвещенных умах до сих пор. Она происходит в силу того, что ум человека не в состоянии постичь великое и непостижимое Таинство единосущной и триипостасной нераздельной Троицы Единицы. Бог не познаваем для сотворенного Им человека по Своей сути. Он соизволил быть познаваемым для нас только в Своих энергиях, буквально «внутренних движущих силах всех действий». Там, где знания бессильны, остается только энергия и действующая сила веры, надежда на откровение свыше и превышающая всякие умствования любовь ко Господу и всем Его творениям, включая и себя САМОГО (корнесловно «вместе и в единстве с Богом»). Чем ближе преподобный человек к Богу, тем он самостоятельнее и тем мощнее сила его самообладания, вплоть до действительного (энергичного) добровольного самопожертвования ради спасения других людей. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (в греческом оригинале «дела» называются словом «эрга» - одного корня с энергия) (От Иоанна, 14:7-11). В.С. |