« НазадСЕМАНТИКА 08.04.2020 08:30СЕМАНТИКА – от древнего корня, восстановленного учеными в виде *dʰyeh- «замечать». Термин СЕМАНТИКА произошел от древнегреческого слова σῆμᾰ /сема/ «знак, отметина». Этимологи считают однокоренным с σῆμᾰ /сема/ санскритский глагол ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать». Думаю, что корень *dʰyeh- – составной. Он порожден более ранним и простым корнем древним *dʰey- «дух». В словах σῆμᾰ /сема/ и ध्यायति /dhyāyati/ этот корень повторяется, создавая образ «дух в духе», то есть «проникновение мысли человека в духовный мир при помощи особого дыхания». Как научная отрасль СЕМАНТИКА занимается исследованием языковых единиц с целью проникновения в суть языка и постижения его устройства. Как религиозная медитавная практика, называемая еще МАНТИКОЙ (μαντική), СЕМАНТИКА занимается восприятием и толкованием знамений Духовного мира. Например, в Древней Греции и Риме мантикой занимались жрецы-гадатели, которые толковали знамения и пророчествовали, обычно прибегая при этом к особым приемам ДЫХАНИЯ (*dʰey-) для общения с духами. В восточных культах, связанных с ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать», «правильное» дыхание является главнейшим условием вхождения в транс и последующего успешного путешествия в духовные миры. В Древней Греции, из которой термин СЕМАНТИКА пришел во все мировые языки, слово σῆμᾰ /сема/ имело множество значений помимо «знака». Им называли и особые отметины у животных, и надгробные камни со знаками, а затем и сами могилы умерших, и секретные пароли, и сигналы, использовавшиеся армией в бою, и знамения свыше. Этим же словом гадатели и предсказатели-астрологи называли созвездия на небе. В Священном писании слова, родственные с СЕМАНТИКОЙ и производные от σῆμᾰ /сема/ являются одними из ключевых, начиная с первых строк Ветхого Завета:
Судя по тексту Книги Бытия, умение читать знамения Божии, то есть владение СЕМАНТИКОЙ и как наукой, и как искусством Богообщения было присуще уже первым людям на Земле: «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение (σημεῖον /симейон/ - тот же корень, что и в СЕМАНТИКА), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Книга Бытия, 4:13-15). В греческом тексте Евангелия значение «знамение» стало основным для всех слов, родственных СЕМАНТИКЕ. Например: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.Сие говорил Он, давая разуметь (σημαίνων /семэнон/) в славянском переводе более точно: «назна́менуя»), какою смертью Он умрет» (От Иоанна, 12:28-33). В настоящее время, с приходом в мир компьютерных средств обмена информацией, СЕМАНТИКА как наука о значениях и знаменованиях перешла на новый уровень борьбы за власть над умами. Она стала основой компьютерного программирования. Главное отличие семантики компьютерного программирования от семантики Слова Божия заключается в предмете культового религиозного почитания. В языках программистов господствует культ мертвой формы и формальной логики: «СЕМАНТИКА - …дисциплина, изучающая формализации значений конструкций языков программирования посредством построения их формальных математических моделей. В качестве инструментов построения таких моделей могут использоваться различные средства, например, математическая логика, λ-исчисление, теория множеств, теория категорий, теория моделей, универсальная алгебра. Формализация семантики языка программирования может использоваться как для описания языка, определения свойств языка, так и для целей формальной верификации программ на этом языке программирования» (Цитата из интернет-Википедии). В Священном писании изначально господствует религиозное почитание Логоса – живого Слова Божия, Знамением которого является Крест Господень, которым знаменуется Воскресение и побеждается смерть: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (σημεῖον). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (σημεῖον /симейон/); и знамение (σημεῖον /симейон/) не дастся ему, кроме знамения (σημεῖον /симейон/) Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (От Матфея, 12:38-40).
«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, – да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь (σημαίνων /семэнон/), какою смертью Он умрет» (От Иоанна, 18:29-32). В.С. |