« Назад
СИМПАТИЯ 24.10.2022 21:08
СИМПАТИЯ – Сочетание приставочной части СИМ/СИН- «вместе», происходящей от древнего корня *sem-/*sen- «совмещение, единение» (как в симбиоз, синтез, симфония), и основы -ПАТИЯ. Основа -ПАТИЯ, восходящая к древнему корню *bʰendʰ- «связывать, обязывать», та же, что и в словах эмпатия (см.), антипатия, апатия, патология; древнегреческое πᾰ́θος /пафос/ «страдание». Сочетание древних корнесловных образов «совмещение, единение» и «связывать, обязывать» порождает единое представление о СИМПАТИИ как о единодушии: психической связи, которая сначала сближает и объединяет, а затем связывает узами дружбы сочувствующих друг другу людей. Психологи дружно определяют СИМРАТИЮ как эмоциональную предрасположенность. Здесь уместно вспомнить и корни слова «эмоция»: ex- «изнутри наружу» + moveō «движение» = «выход «движений души», то есть чувств из внутреннего мира во внешний». Как эмоциональное состояние СИПАТИЯ связана, прежде всего, с физическим контактом, общением и социализацией человека во внешнем мире. «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны (συμπαθεῖς /симпатис/), братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет.,3:8). Психическая эмоциональная связь возникает не только между теми, кто испытывает добрые чувства друг к другу. Горе, страдания, озлобление по единому поводу тоже вызывают состраждущих взаимную СИМПАТИЮ: «Ибо вы и моим узам сострадали (в оригинале συνεπαθήσατε /синепатесати/ - от слова πᾰ́θος /пафос/; в славянском переводе спострада́сте) и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:34). В греческом изначальном Евангелии слово СИМПАТИЯ встречается редко, всего четыре раза, и во всех случаях оно означает именно сострадание, эмоциональную связь с людьми, находящимися в беде. Единственным человеком, способным в полной мере симпатизировать-сострадать всем людям, независимо от их и своих предпочтений и степеней родства, согласно Евангелию, является воплотившийся Слово и Сын Божий Иисус Христос. Никто из живущих, кроме Христа, не может в должной мере глубоко сострадать недостойным людям, совсем несимпатичным в их немощи: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать (в оригинале συμπαθῆσαι /симпатесэ/) нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр., 4:12-15). Сознавая поверхностность и непостоянство человеческих СИМПАТИЙ, философы, искусствоведы и, вслед за ними, психологи вынуждены были на рубеже 19 и 20 веков изобрести новый, отсутствовавший в естественных языках мира термин для обозначения внутренней глубинной духовной связи между людьми: «эмпатия». В.С.
|