« НазадСЛАВА 25.05.2017 01:21СЛАВА – происходит от древнего корня k'lu/k'leo-, связанного с образом увлажнения, омовения и насыщения льющейся влагой. К этому корню ученые с уверенностью возводят славянорусские слыть слово, слышать, слух, слеза; древнегреческие κλέω «прославляю», κλύω «слышать, внимать, усваивать», имя музы Истории Клио; санскритские श्रुति (śruti «шрути») «услышанное» - название свода священных текстов древних Вед; श्रवस् («шравас»), «слава, звук». В Священном Писании Ветхого завета Слава Божия представляет собой неслитное слитие божественных энергий сотворения и преображения мира - Сил Божиих. Слава является перед людьми в облаке и действует лично, представляя собой единый и нераздельный Лик, излучающий мощнейшие потоки света: «И взы́де Моисéй на гóру, и покры́ о́блакъ гóру, и сни́де слáва Бóжiя на гóру Синáйскую, и покры́ ю́ о́блакъ шéсть днíй. И воззвá Госпóдь Моисéа в дéнь седмы́й из среды́ о́блака: обли́чiе же слáвы Госпóдни, я́ко óгнь пламенýя на версѣ́ горы́, пред сы́ны Изрáилевы. И вни́де Моисéй в средý о́блака и взы́де на гóру, и бѣ́ тáмо на горѣ́ четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй» (Исход, 24:16-18). Лицо Славы излучает столь мощный свет, что перстный человек не может лицезреть его, не обратившись в пепел и прах: «И глагóла Моисéй: покажи́ ми слáву твою́. И речé [Госпóдь к Моисéю]: áзъ предъидý пред тобóю слáвою моéю и воззовý о и́мени моéм, Госпóдь пред тобóю: и поми́лую, егóже áще ми́лую, и ущéдрю, егóже áще щéдрю. И речé: не возмóжеши ви́дѣти лицá моегó: не бó ýзрит человѣ́к лицé моé, и жи́в бýдет. И речé Госпóдь: сé, мѣ́сто у менé, и стáнеши на кáмени: егдá же прéйдет слáва моя́, и положý тя в разсѣ́линѣ кáмене, и покры́ю рукóю моéю над тобóю, дóндеже мимоидý: и отимý рýку мою́, и тогдá ýзриши зáдняя моя́: лицé же моé не яви́тся тебѣ́ (Исход, 33:18-23). Облако как облачение, сень славы, упоминается в Библии многократно: «И покры́ о́блакъ ски́нiю свидѣ́нiя, и слáвы Госпóдни испóлнися ски́нiя, и не можáше Моисéй вни́ти въ ски́нiю свидѣ́нiя, я́ко осѣня́ше над нéю о́блакъ, и слáвы Госпóдни испóлнися ски́нiя: егдá же восхождáше о́блакъ от ски́нiи, воздвизáхуся сы́нове Изрáилевы со имѣ́нiем свои́м: áще же не взы́де о́блакъ, не воздвизáхуся дáже до днé, в óньже взы́дет о́блакъ: о́блакъ бо Госпóдень бя́ше над ски́нiею в дéнь, и óгнь бя́ше над нéю в нóщь пред всѣ́м Изрáилем во всѣ́х путешéствiих и́х» (Исход, 40:34-38). В Библии, начиная от Авеля, прославление представляет собой принятие жертвы всесожжения в виде снисхождения всепожирающего огня: «И вни́де Моисéй и Аарóнъ въ ски́нiю свидѣ́нiя, и изшéдше благослови́ста вся́ лю́ди. И яви́ся слáва Госпóдня всѣ́мъ лю́демъ: и изы́де óгнь от Гóспода, и поядé я́же на олтари́, и всесожжéнiя и тýки. И ви́дѣша вси́ лю́дiе, и ужасóшася, и падóша на лицé» (Левит, 9:23-24). Способом приобщения человека к источнику жизненных сил, очищающих, исцеляющих и преображающих мир, согласно библейским пророкам, является слово, произносимое от всего сердца во имя Божие: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Псалом Давида, 8: 2-6). Поскольку слава и слово происходят от одного корня, можно утверждать, что в каждом слове человек вольно или невольно прославляет кого-либо, то есть сливается духом и произносит плоды своего слития с теми или иными духовными силами. Славя Бога в своем сердце, человек вдохновляется Духом истины и силой жизни, а произнося от всего сердца слова прославления, - подобно ангелам вдохновляет своим исповеданием мир на дела любви: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; се бо благовѣствую вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (От Луки, 2:9-14). Благовестие открывает путь к славе Божией, а благоволение является привитием к славе, началом благоденствия и блаженства. Придя в мир, Иисус Христос остался Словом Божиим, в Котором славится простая единосущная Троица: Отец, Сын и Святой Дух. В то же время Он воплотился и стал словом человеческим, в котором прозвучало исполненное истинной сыновней любви, чистоты и живоносной силы прославление Бога Отца: «Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (От Иоанна, 8:49-54). Прославив Бога человеческими устами и делами, Иисус Христос открыл человечеству путь к воскресению и пребыванию в Славе Божией путем победы над смертью и очищения от связей с нечистыми духовными силами с Его помощью: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. (Первое послание апостола Петра, 1:22-25). В Откровении Иоанна Богослова совершенство и конечное торжество Славы изображается как Новый Иерусалим, вечный город, в котором будут вечно жить все спасенные во Христе народы: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откровение Иоанна Богослова, 21:22-27). В.С. |