« НазадСООБРАЗИТЬ 10.01.2023 22:12СООБРАЗИТЬ / СООБРАЖЕНИЕ – сочетание приставки СО- «вместе» с основой -ОБРАЗИТЬ/ОБРАЖАТЬ «упорядочивать, приводить в подобающее состояние». В Словаре Владимира Даля есть статья, начинающаяся с определения: «ОБРАЖАТЬ, образить что, или южн. образить (ображенный), придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывая или обихаживая припас иным способом. Камень сразу не образишь, надо походить около него. || Образь деток, кур. умой, одень…». В этой же словарной статье отражены ныне почти утраченные представления русских людей середины об устойчивой связи между ОБРАЖЕНИЕМ и ОБРАЗОВАНЬЕМ: «Образованье ума и нрава»; между образованием и ОБРАЗЦОМ: «Образ и образец м. вещь подлинная, истотная, или снимок с нее, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных» (https://gufo.me/dict/dal). В древнем Евангелии на славянорусском языке глагол СООБРАЗИТЬ используется как точный перевод древнегреческого συμμόρφη /симморфе/, в котором приставка сим- соответствует русской со- «вместе», а основа морфе означает «образное представление»: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь (в славянском древнем тексте сообразуѧсѧ, а древнегреческом оригинале συμμορφιζόμενος /симморфизоменос/ смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Флп. 3:8-15). Итак, СООБРАЖЕНИЕ – это такой образ мышления, в котором мысль человека устремляется к конкретному образцу, к высшей высшей цели самоусовершенствования. Когда тот или иной образ, являемый из духовного мира, глубоко врезается в память человека, то есть запечатлевается в памяти в виде образца, он может сакрализироваться – стать духовной основой высших СООБРАЖЕНИЙ о событиях настоящей земной жизни: «Мне приснился сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни» (А.С. Пушкин, Капитанская дочка). Корнесловно термин СООБРАЖЕНИЕ представляет собой плод образного мышления, в котором образ воспринимаемой и осмысляемой вещи приводится в соответствие с извлеченным из памяти ее мыслимым образцом. Все другие современные значения этого термина вторичны и порождены синонимизацией – отрывом от корней и смешением представлений о соображении, понимании, разумении и рассуждении. Основа морфозис, точно переводимая на русский язык как ОБРАЖЕНИЕ, наиболее явно раскрывает свой корнесловный смысл в слове Μεταμόρφωσις /метаморфозис/ «Преображение» или, буквально «перенос образного представления из духовного мира в материальный»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился (в греческом оригинале μετεμορφώθη /метеморфосе/) пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.,17:1-2). Важно отметить, что этимологически однокоренной с СООБРАЖЕНИЕМ современный русский термин ОБРАЗОВАНИЕ в древнегреческих текстах представлен словом διαμόρφωσις /диаморфозис/ «образование, формирование». В.С. |