« НазадСУБЪЕКТ 23.08.2017 09:30СУБЪЕКТ – состоит из двух корней: приставочный суб- восходит к древнему *(s) upo- (гипо-, как в гипоаллергенный «понижающий уровень аллергического воспаления», гипотеза «тезис, подлежащий рассмотрению»; гипотенуза «натянутая снизу вверх»). Согласно мнениям западных этимологов, этот корень восходит к тому же перовообразу, что и русское слово под: «движение снизу вверх, изнутри наружу»; «нахождение внизу, под чем-либо». От этого корня произошли первые части таких слов, как субординация «подчинение», субпродукт, субкультура, субвенция, сублимация, субстанция; ипохондрия, суспензия, суппорт, суффикс, вассал. Второй корень –йект (-джект, как в джокер «вбрасываемый», джет «реактивный двигатель, выбрасывающий струю воздуха или воды») восходит к древнему корню *yē- «бросать», «принуждать». От этого корня произошли такие слова, как прожектор (буквально «бросающий луч света вперед), проект (вариант прожект, буквально «бросок вперед», «прорыв в будущее»), объект, инжектор, траектория. Сочетание двух корнесловых образов «под» и «бросать, принуждать» порождает представление, передаваемое русским грамматическим термином подлежащее: «некто или нечто подброшенное, подлежащее рассмотрению, разбору, суду, принуждению». Становясь субъектом, к примеру, предпринимательской деятельности, или заявляя о себе как о субъекте; проявляя свое субъективное отношение или утверждая свой субъективный взгляд, человек оказывается в положении подчиненного, подлежащего суду вышестоящих и давлению (принуждению) свыше. Субъект – это, прежде всего, подчиненный и подлежащий принуждению дух: «He who hears you hears Me, he who rejects you rejects Me, and he who rejects Me rejects Him who sent Me.» Then the seventy returned with joy, saying, «Lord, even the demons are subject (субъект) to us in Your name.» And He said to them, «I saw Satan fall like lightning from heaven. Behold, I give you the authority to trample on serpents and scorpions, and over all the power of the enemy, and nothing shall by any means hurt you. Nevertheless do not rejoice in this, that the spirits are subject to you, but rather rejoice because your names are written in heaven» - В Синодальном переводе на русский язык этот английский текст Евангелия звучит так: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся (reject) вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются (are subject) нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются (spirits are subject to you), но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (От Луки, 10:16-20). Итак, субъект корнесловно представляет собой состояние духа, в котором, с одной стороны, человек говорит о себе в первом лице («Я»), а с другой – признает свое подчиненное положение нижестоящего, имеющего повинность подчиняться высшей воле. Даже совершенные в своей духовности великие пророки –субъекты, подверженные страстям: «Elias was a man subjecttolikepassions as we are, and he prayed earnestly that it might not rain, and it rained not on the Earth by the space of three years and six months» в славянском изводе: «Илiá человѣ́к бѣ́ подобострáстен нáм, и моли́твою помоли́ся, да не бýдет дóждь, и не одожди́ по земли́ лѣ́та три́ и мéсяцъ шéсть» - «Илия был человеком, подверженным страстям подобно нам, и молитвой помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя по всей Земле в течение трех лет и шести месяцев» (Послание апостола Иакова, 5:17). Христианский дух есть дух субъекта – человека, сознательно и по совести повинующегося высшим властям: «Let every soul be subject to the governing authorities. For there is no authority except from God, and the authorities that exist are appointed by God. Therefore whoever resists the authority resists the ordinance of God, and those who resist will bring judgment on themselves. For rulers are not a terror to good works, but to evil. Do you want to be unafraid of the authority? Do what is good, and you will have praise from the same. For he is God́s minister to you for good. But if you do evil, be afraid; for he does not bear the sword in vain; for he is God́s minister, an avenger to execute wrath on him who practices evil. Therefore you must be subject, not only because of wrath but also for consciencé sake» - «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (апостола Павла послание Римлянам, 13:1-5). В.С. |