« НазадСУД 25.05.2017 00:14СУД – восходит к двум древним корням: приставочный *som- (приставка су-) «свивать», «связывать вместе» и основной *dh-o «постановить», «поместить», «ставить». От корня *som- произошли славянорусские приставки с-, со-, су-, сън- (как в снять), сон- (как в сонм); латинские приставки con-/com («кон/ком» , как в конференция, коммуна) «собрать вместе»; санскритское सध° («садха») «вместе с». К корню *dh-o восходят такие слова, как славянорусские деть, делать, деятель, де (как в дескать); английские do («ду») «делать», fact («факт») «постановление»; латинское facere («факере») «устанавливать, делать»; древнегреческое δόξα («докса») «мнение, представление», позже «слава»; санскритское धा («дха», первое лицо ед.числа «дадхати») «давать», «класть», «ставить». Так же, как слово судъ, от корней *som- и *dh-o в санскрите образовалось слово संधा («самдха») «договор, соглашение», «совместное постановление». Оба слова восходят к единому представлению «связь действий в одно дело», «согласование действий». «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем» Бытие, 18:17-19). Согласно Библии, суд не только связывает две точки зрения на рассматриваемое дело, но и обязывает судей согласовывать свои постановления с Богом, решать дело по совести: «И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Второзаконие, 1:16-18). В Новом Завете суд (Сугубое и нераздельное дело единого Бога Троицы о спасении людей) заключается в первом пришествии в мир Сына Божия – Света от Света: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (От Иоанна, 3:17-21). Поскольку суд заключается в вере в пришедшего в мир Сына Божия, верующие люди, которые здесь, в мирских делах своих пребывают во Христе, перейдут в вечную жизнь, минуя частный суд Божий, совершаемый над душой умершего человека: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (в исходном славянском тексте иначе: и на сýдъ не прiи́детъ («не придет»), но преи́детъ (перейдет) от смéрти въ живóтъ» (От Иоанна, 5:19-24). В Евангелии Христос и в притчах, и прямо учит своих учеников избегать самосуда – суда, совершаемого без Бога: «Не судите, да не судимы будете: Имже (таким же) бо судом судите, судят вам: и в нюже (ту же) меру мерите, возмерится вам» (От Матфея, 7:1). В.С. |