СВОБОДА

« Назад

СВОБОДА  23.08.2017 22:56

СВОБОДА – собственно славянское слово, происходящее от того же основного древнего корня, что и свой: *se-, позже suoe- «собственный, самостоятельный, принадлежащий самому себе». Кроме свой, этот корень породил такие слова, как себя (возвратная частица ся), особь, собственность. В санскрите этот корень породил слова स्व /sva/ «свой, собственный», स्वीय /svīya/ «свои: я, друзья и родственники», स्वयम् /svayam/ «сам, по собственной воле»; в немецком языке от этого корня произошло слово Schwaben /швабы/ - буквально «свои, говоряшие по-своему». Особый интерес представляет древний почетный титул святого или независимого от других человека свами, сохранившийся в индуизме и заимствованный из санскритского स्वामी /свами/, где он означает буквально «владеющий собой», или «находящийся в собственной воле». В отличие от привоя (прививающегося чужого, становящегося своим после усвоения) и повоя (отрезание от материнского чрева и повитие пупка повитухой после родов), совокупность свойств каждого человека – это его личная и уникальная особенность. Бог никогда не повторяется в своих творениях, поэтому в каждом свободном человеке Образ Божий воплощен по-своему, особенно. Будучи неповторимым, каждый свободный человек призван дополнить собой преподобие всего человечества единому тройственному Образу Божию. Второй, дополнительный древний корень этого слова *bho- связан с представлением о душе, духе, разуме. В санскрите от этого корня, возможно, произошло многозначное слово बुद्धि /buddhi/, означающее в разных контекстах «ум, разум, дух, душа, мнение, мудрость». Сочетание корнесловных представлений «свойство владеть собой» и «дух, мудрость человека» порождает корнесловный образ свободы как «свойственное человеку самообладание, совещание с собой в Боге и с Богом в себе». Свободный человек не бывает одержим страстями, похотями и маниями. Он также не руководствуется чужими мнениями, идеями и волеизъявлениями, а всегда поступает по-своему. Главным свойством свободных людей является возможность выбирать, быть ли своим во Христе у Бога Отца (подобие Сыну Божию), или быть своим в мирской жизни (уподобление своим кумирам, родным и близким): «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (От Матфея, 10:32-39). Итак, свободный человек всегда предает себя по своему выбору или Богу, становясь чуждым мирской суете; или миру сему, становясь чуждым Горнему миру и Божьей Воле: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (От Иоанна, 8:23-36).

В.С.