« НазадТЕЧЬ 14.03.2018 22:09ТЕЧЬ – от древнего корня *tekti «совмещать», вариант *teks- «сплетать, переплетать». Оба корня восходят к сочетанию двух древнейших простых корней единого праязыка: *tь - «делить» и kъ- «соединять». Единый образ течения: «совмещение двух однородных частей в единое целое». В древних славянских языках ТЕЧЬ значило «бежать», или «идти», то есть передвигаться, быстро перебирая ногами (буквально, совмещать движения двух ног в единый шаг и путь). В русском языке этимологически родственными слову ТЕЧЬ являются такие слова, как точить, источник, точка, точный, ткать (ранее писали тъкать), ткань, текст, текстиль, техника, архитектор. К тем же древним корням, что и ТЕЧЬ, этимологи возводят сансритские तुतोर्ति /tutorti/ «течь, стремиться», तुरति /turati/ «торопиться», तन्त्र /tantra/ (очень многозначное слово, означающее, среди прочих значений, «техника, ткань, струна»). В древнегреческом языке однокоренными с ТЕЧЬ являются слова τρέχω [tré.kʰɔː] «бежать, течь», τεκνογονώ [текногоно] «рождать», τέχνη [техни] «ремесло, искусство, мастерство», τεκτονικός, «строительный». «Изы́де же пéтръ и другíй учени́къ, и идя́ста ко грóбу, течáста же óба вкýпѣ: и другíй учени́къ течé скорѣ́е Петрá и прiи́де прéжде ко грóбу, и прини́къ ви́дѣ ри́зы лежáщя: обáче не вни́де. Прiи́де же Си́монъ пéтръ вслѣ́дъ егó, и вни́де во грóбъ, и ви́дѣ ри́зы [еди́ны] лежáщя и судáрь, и́же бѣ́ на главѣ́ егó, не съ ри́зами лежáщь, но осóбь сви́тъ на еди́нѣмъ мѣ́стѣ. Тогдá ýбо вни́де и другíй учени́къ, пришéдый прéжде ко грóбу, и ви́дѣ, и вѣ́рова: не ý бо вѣ́дяху писáнiя, я́ко подобáетъ емý изъ мéртвыхъ воскрéснути. Идóста же пáки к себѣ́ ученикá» (От Иоанна, 20:3-10). Представление о течении жизни в Священном писании устойчиво связывается с представлением о времени, отпущенном человеку для предуготовления себя в жертву, угодную Богу. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (Апостола Павла второе послание Тимофею, 4:7-8). Время течет, то есть в своем потоке постоянно совмещает прошлое и будущее в единое целое – настоящее. Корнесловно настоящее время представляет собой вертикально стоящий столп истины, который связывает воедино две части бытия: временную жизнь, текущую на Земле, и вечную жизнь, проистекающую из Небесного Отечества и вновь востекающую к своему Источнику. Согласно Апокалипсису, в конце концов, когда время теперешней земной жизни истечет, человек вновь возвратится к Богу как к Источнику вечной новой жизни: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откровение Иоанна Богослова, 21:3-4). В.С. |