« НазадВКУС 04.05.2020 14:14ВКУС – приставочное образование от КУСАТЬ, Приставка несет В- себе образ проникновения внутрь. Наряду с приставкой В- «внутрь» надо вспомнить и антонимичную приставку ИЗ- «изнури наружу», породившую такие слова, как ИСКУСНЫЙ, ИСКУССТВО, ИСКУШЕНИЕ. В основе КУСАТЬ важно видеть наличие носового звука, который еще сохранялся в славянском кѫсати с носовым ѫ «юс». Носовой звук «юс» несет в себе образ произношения со сжатыми зубами – сквозь нос. Когда вкушают пищу, сжимают зубы, чтобы откусить свой кусок. Этот образ точно передается в поговорке «Это тебе (не) по зубам». Основной корень –КУС восходит к древнему носовому *kǫ̑sъ /конс/ «кусок, оторванная частица». Однокоренными ученые считают древнегреческие κνώδων /knódon/ «нож, левие»; κνώδαλον /knṓdalon/ «дикий зверь, хищник». В санскрите от этого же корня произошло слово खादति /khā́dati/ «жевать, откусывая», которое со временем стало переосмысляться как «поедать» и даже «убивать». Чтобы почувствовать ВКУС съедаемой вещи, надо попробовать ее «на зуб» - прокусить поверхностный слой. Все, что «по зубам», съедобно, и буквально ВКУСНО. Образ ВКУСА как возможности ВКУСИТЬ пищу наиболее ярко изобразил в своей басне о лисице и винограде Эзоп (около 600 г до н. э). Смысл басни прост: все, что не по зубам, лукавые люди объявляют невкусным. ВКУС пищи согласно Евангельскому учению Иисуса Христа определяется, во-первых, ее пригодностью для вкушения (чтобы была не слишком твердой и не обламывала зубы) и, во-вторых, ее полезностью и безопасностью для усвоения (чтобы была не ядовита): «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (От Матфея, 7:9-11). Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на эти строки о вкусной и здоровой пище разъясняет: «Здесь Господь учит нас, что должно просить полезного. ««Ибо вы», - говорит, - видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского». Итак, изначально ВКУСНОЙ называли только полезную пищу, пригодную для безопасного и благополучного ВКУШЕНИЯ. Все остальное – от лукавого. Нарастающая по мере развития цивилизации изощренность в выборе и приготовлении пищи, называемая еще «утонченный ВКУС», привела к отрыву понятия «ВКУСНОЕ» от его первоначального смысла «доступное и полезное для вкушения». Постоянный большой выбор легко доступной разнообразной еды с усилителями вкуса привел к извращению ВКУСОВ современного человека и к противопоставлению (антонимии) вкусного и полезного: «Первое правило диетологии: если это вкусно, значит, это вредно для вас» (Айзек Азимов). Из необходимости и главного условия выживания ВКУШЕНИЕ особо приготовленной пищи постепенно превратилось в одно из главных развлечений человечества. Вместо здравой логики «Если голоден и хочешь ВКУСИТЬ пищу, сосредоточься и потрудись», укоренилась иная логика, ведущая к ожирению и чревоугодию: «Если скучаешь и хочешь развлечься, потребляй побольше ВКУСНЕНЬКОГО». Сформировалась целая культура, основанная на искусстве приготовления самой вкусной пищи с целью развлечения. На способности гурманов различать оттенки, «нотки» и композиции вкусов утвердился новый культ острых ощущений. Шеф-повар стал культовой фигурой: жрецом. Кафе, бар и ресторан стали альтернативой храму, а особые виды редкой вкусной пищи – драгоценными дарами. «Не делайте из еды культа!» - призывали советские юмористы Ильф и Петров во времена НЭПа. Их призыв повторил суть поучения античного философа Сократа: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Культ еды изменил и смысл слова ВКУС, и представление современного человека о насущном хлебе. Утонченные эстетические и даже этические ВКУСЫ культурных потребителей информации, читателей, зрителей и слушателей теперь связаны не с утолением духовной жажды истины (хлебом насущным и рыбой-эмблемой христианства), а с поиском развлечений и удовольствий (драгоценными камнями и змеем-эмблемой искусителя и отца лжи). Говоря о шеф-поваре как о жреце, следует упомянуть однокоренное с ЖРАТЬ «приносить в жертву, сжигать на жертвенном огне» слово ГАСТРОНОМ. Оно происходит от древнегреческого γαστρονομία /гастрономиа/ «искусство приготовления пищи» и состоит из двух частей: γαστήρ /гастер/ (γαστρός /гастрос/) «желудок, чрево» + νόμος /номос/ «обычай, закон». Первая часть, ГАСТР- восходит к древнему корню *gras- «жрать», тому же, что и в русских словах греть, гореть, жар, жарить, жир, жрать, жрец. В древнегреческом языке также есть однокоренной глагол γράω /gráō/ «ем, потребляю пищу». В санскрите этот же глагол звучит как ग्रसति /грасати/ «потреблять, заглатывать, проглатывать пищу». Русскому глаголу ВКУСИТЬ и существительному ВКУС в исходном древнегреческом тексте Евангелия соответствуют слова γεύω /гево/ «пробовать на вкус», и γεῦμα /гевма/ «пища», возводимые учеными к древнему корню *ǵews- «пробовать на вкус». В древегреческом однокоренными являются слова γεῦμα /гевма/ «пища», γευστός /геустос/ « вкусный» и γεύω /гево/ «пробовать на вкус». «Когда же распорядитель вкусил (ἐγεύσατο /игевсато/ - от γεύω /гево/ «пробовать на вкус») воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (От Иоанна, 2:9-10). В тексте Евангелия также засвидетельствовано, что уже в древние времена ВКУС относился не только к пище для чрева, но и к духовной пище, которая дает представление о жизни и о смерти: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят (γεύσωνται /гевсонтэ/) смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (От Матфея, 16:28). Наиболее чистый и здоровый ВКУС, согласно Евангелию, обретают те люди, которые заново родились и получили благодатное воспитание во Христе. Здоровый вкус крестьянина, воспитанного на экологически чистых «щах да кашах», может быть быстро испорчен синтетическими добавками системы массового быстрого питания. Так же и ВКУС христианина, воспитанного на чистой духовной пище Слова Божьего, может быть испорчен любовью к смачным приправам лжи, злословия и хитроумного плетения словес. Неслучайно, говоря о своих ВКУСАХ и предпочтениях в еде и питье, мы употребляем глагол «люблю/не люблю»: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. Ибо вы вкусили, что благ Господь» (Апостола Петра первое послание, 2:1-3). В.С. |