« НазадВОДА 25.01.2019 11:22ВОДА – происходит от сочетания двух древних корней *ap- /ап/ «веять, орошать (дождем)» и *wed- /уед/ «увлажнять, становиться влажным». От этого же корнесловного сочетания произошли русские слова ведро, выдра. Древнегреческие слова ὕδωρ /удор/- ὕδατος /удатос/ «вода» явно восходят к корню *wed-, а фригийское βέδυ /беду/ «орошать дождем» - к корню*ap-. К корню *wed- восходит латинское hydr- (hydro-) /гидро/ и все его производные. Санскритское слово अप्चर /апкара/«водный зверь/ происходит от корня *ap, а उद्र /удра/ «выдра» - от другого корня*wed-. Родственны ВОДЕ английское water /уотер/ «вода»; немецкое Wasser /вассер/ «вода». Словом βέδυ /беду/ или /веду/ «орошать дождем» древние греки-фригийцы называли не только воду, но и жизнедающиий (βιόδωρος /биодорос/) воздух. Вода – это созданное Богом вместилище для духа, который вначале дышит над водой – в воздухе, а затем нисходит и вдохновляет воду, образуя в ней души всего живущего: «Говорят, что фригийцы воду называли βέδυ, ведь именно так это слово употребляется Орфеем: И βέδυ нимф проливается, чистая вода.968 То же самое написано и у жреца Диона: «И взяв βέδυ, лей ее на свои руки и только после этого приступай к гаданию». Однако комический поэт Филил считал βέδυ жизнедающим (βιόδωρος) воздухом и выразил это в таких словах: Тяни в себя спасительную βέδυ, величайший источник здоровья, воздух втягивай чистый и незамутненный.969 Это мнение разделяет Неанф Кизикский, который пишет, что македонские жрецы обращаются βέδυ, прося милости для себя и своих детей, понимая под этим воздух» («Строматы» Климента Александрийского, https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/). Есть ли прямое корнесловное родство между словами ВОДА и ДУХ? – Научные этимологические исследования этого родства не признают, но в народной славянорусской культуре, как в языческой, так и в православной христианской, родство представлений о воде и духе, несомненно, присутствует. Дух – это огонь, согревающий, очищающий и преображающий воду своим воздействием. В Священном писании о родстве ВОДЫ как основы жизни и Духа как подателя жизни говорится постоянно, начиная с первых строк: «Въ нача́лѣ сотвори́ Бо́гъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ́ (была) неви́дима и неустро́ена, и тьма́ верху́ бе́здны (тьма поверх бездны), и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́ (Дух Божий носил себя поверх воды). И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ (и стал быть свет)» (Книга Бытия, 1:1-3). Снисхождение Духа в воду описывается в первых стихах Книги Бытия и как начало сотворения мира и как просвещение – порождение света Словом Божиим. Без восприятия Духа истины в Слове Божием душа человека, а с нею и душа всего материального мира, остается темной и парящей над бездной. В Евангелии ВОДА очищает как внешний, так и внутренний мир человека. Принимая очистительное Крещение от Иоанна Крестителя, люди погружались в воды реки Иордан и находились в воде, до тех пор, пока не исповедали все свои грехи. Апостольское Крещение во имя Иисуса Христа просветило очищенных и наделило их дарами Святого Духа: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деяния апостолов, 19:1-6). Таинственное родство ВОДЫ и Духа в Евангелии утверждается словами самого Иисуса Христа. Исходящая из Его уст словесная речь подобна реке, воды которой утоляют жажду всех верующих, воспитывая нас Духом истины и вечной жизни: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (в оригинале ῥεύσουσιν ὕδατος ζῶντος /ревсусин удатос зонтос/). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (От Иоанна, 7:37 – 39). В.С. |