« НазадВОЛЯ 21.08.2017 20:37ВОЛЯ – в научной этимологии принято относить это слово к древнему корню *uel/uol- «хотеть, желать»; «давить, собирать в кучу». Соответственно, этимологически родственными называют, казалось бы, не имеющие мыслеобразного родства славянские слова вал, валить, волна,с одной стороны, и велеть, власть, влечь, великий, с другой; санскритское वृति (vṛti) «выбор»; английское will «воля»; немецкое Wollen «хотеть, желать». Не вступая в полемику с учеными, устанавливающими этимологическое родство слов на основе внешних звуковых соответствий, позволю себе высказать иное предположение. Основным древним корнем слова воля является *uei/uoi- «вить, свивать вместе», тот же, что и в словах вить, воин, вой, вино, вина. Вторая часть этого слова -ль- является древним суффиксом (дополнением), в котором скрыт образ литья, потока. Этот суффикс присутствует в таких словах, как доля, соль. В словах лить, лед, лен этот корень сохранился как основной. Сочетание корнесловных образов «вить, свивать» и «лить» порождает представление о воле как о свитке, духовном солитии двух несмешивающихся (неслитных) потоков: духовного устремления человека и потока вдохновения свыше. В Евангелии многократно упоминается о Воле Божьей, нисходящей на человека как поток вдохновляющей благодати. Например: «Вся мне предана суть Отцом моим: и никто же знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти. Прiидите ко мне все труждающiися и обремененнiи, и Азъ упокою вы: возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Евангелие от Матфея, 11:27-30). Божье произволение вдохновляет человека на благие дела, сохраняя его волю свободной от принуждения и насилия. Исполнение высшей Божьей воли требует от человека не просто подвига, но духовного усовершенствования: возрастания над собой, победы над притягивающими его волю низменными влечениями. Человек, поступающий по-Божески, остается свободным, но воля его становится доброй и благой, то есть присущей добровольцам и благотворителям: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком благом деле, чтобы сотворить волю Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Апостола Павла послание к евреям, 13:20-21). Воля, исходящая из своего внутреннего источника, то есть из сердца, и проникающая во внешний мир в виде действий и поступков, называется произвол: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Апостола Павла послание Евреям, 12:6-10). В.С. |