« НазадВОЗДУХ 14.11.2022 23:09ВОЗДУХ – в славянорусском языке это слово, ранее писавшееся как «въздоухъ», образовано от слова «дух» при помощи приставки «воз-». Этимологи указывают на происхождение слова ВОЗДУХ от древнегреческого ἀήρ /аер/ «воздух как нижние слои атмосферы; туман; мгла» путем калькирования. Такое указание верно лишь отчасти, поскольку объясняет происхождение только приставочного первого корня ВЪЗ-/ВОЗ-. Основа –ДУХ остается собственно славянской (см. статью ДУХ в нашем словаре ГЛАГОЛЪ). Древний корень греческого слова ἀήρ /аер/ «воздух», ученые воссоздали в виде *hews- «рассвет, восток». Этимологически однокоренными признают греческое αὔρᾱ /аура/ «движение воздуха, веяние»; латинское aurōra /аврора/ «утренняя заря»; санскритские उषर् /ушар/ «соль земли», उस्र /усрá/ «восход (солнца); бык (как солярный символ)». Важно отметить, что в древнегреческом языке помимо названия нижних слоев атмосферы, слова аер имеется еще и созвучное, «ветвенно» родственное название верхних слоев воздуха: αἰθήρ /аэтер/ «высшая сфера райской жизни», возводимое учеными к корню *heydʰ- «гореть, светить». В русском языке есть однокоренное слово-калька ЭФИР. Воздух, как и человеческий дух, и наши вздохи, согласно народным устойчивым выражениям, может быть как легким (эфирным), так и тяжелым. Тяжелый дух нуждается в проветривании: в движении ВОЗДУХА, обращающемся в ВЕЯНИЕ ВЕТРА. Однокоренным с первой частью слова ВОЗДУХ и с греческим ἀήρ /аер/ «воздух» является и русское слово УТРО, ранее поизносившееся и иногда писавшееся в славянских текстах как УСТРО. Соединение образа утра, восхода и востока с основой -ДУХ, порождает единое корнесловное представление о ВОЗДУХЕ как об утренней заре востока, Утром, как и весной, природа воздвигается ото сна силой Духа Божьего. Здесь следует упомянуть и древнегерманское имя языческой богини Австры, божества южного ветра и весны. Отсюда произошли топонимы Австрия, Австралия. В раннем христианстве имя стало названием Пасхи: современное английское Easter /истер/. Когда Церковь возносит молитвы о «благорастворении ВОЗДУХОВ», важно иметь в виду, что мы молимся не только «о том, чтобы воздухи (ветры) – весенний, летний, осенний и зимний – были благотворны для людей, животных и растений» (https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/ob-jasnenie-bozhestvennoj-liturgii/3). Древний корень *h₂ews-, от которого образована первая часть слова ВОЗДУХ, по данным этимологов, несет в себе еще один образ: «черпать (воду, жидкость)». В воздухе всегда присутствует в растворенном виде основа земной жизни – ВОДА. Как вода мертвеет и гниет без воздуха, так и воздух становится палящим и смертоносным без воды. Слово и Дух жизни ВОЗмущают воды, делая их целительными и благотворными: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний» (От Иоанна, 5: 2-11). Слово Божие благословляет растворяемый ВОЗДУХ, изливая в него целительную силу Благодати. Согласно Евангелию, когда Чаша терпения Божьего переполнится гневом за наши грехи, настанет иное, страшное время, когда растворение ВОЗДУХА станет причиной гибели и разрушений: «И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух (в исходном тексте ἀέρα /аера/): и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало» (Откровение Иоанна Богослова, 16:17-19). В.С |