« НазадЗНАК 04.09.2017 23:03ЗНАК – от древнейшего корня *gen-/g’no-/gon(e)- «порождать, прообразовывать (служить прообразом)». Однокоренными являются очень многие слова, такие как русские знать, знание, жена; заимствованные генетика, генератор, гений, гендерный; санскритские ज्ञान /jñāna «джнана»/ «осознание, предположение», जनि /jani «джани»/ «жена, рождение»; греческое γνώση /«гнози»/ «знание, понимание, осознание»; латинское gnostic /гностик/ «знаток»; английские know «знать», can «мочь, иметь силу», cunning «хитрый»; немецкое kennen «знать». Дополнительный корень (суффикс) -къ восходит к древнему *ko- «вместе, совмещать». Сочетание корней порождает единое представление о знаке: «прообразующее сочетание». Издревле в мировой культуре знакам придается особое значение как магической силе, способной изменять судьбу, состояние и положение вещей. Глагол значить, означать, образованный от ЗНАК, имеет прямое отношение к жизненным выборам и направлениям жизненного пути каждого человека. Придавая событиям, поступкам и всем вещам то или иное значение, люди определяют не только их субъективную ценность («имеет значение – не имеет значения»), но и свою дальнейшую судьбу. О том, какие роковые последствия имеет неправильно придаваемое значение, повествует Библейский рассказ о первородном грехе: «Змей был хитрее (в английской Библии cunning – того же корня, что и знать) всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене (греч. γυναικί - тот же корень, что и в знак) подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена (γυνὴ) змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене (γυναικί): нет, не умрете, но знает (англ. knows) Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие (греч. γινώσκοντες) добро и зло. И увидела жена (γυνὴ), что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали (греч. ἔγνωσαν, англ. knew) они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Книга Бытия, 3:1-7). Мало кто из современных читателей обращает внимание на то, что Ева названа в Библии женой (коресловно «знающей, то есть воспринимающей прообраз и способной порождать подобия этого прообраза») еще до того, как «Адам познал (ἔγνω) Еву, жену (γυναῖκα) свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Книга Бытия, 4:1). Этимологически женское начало в человеке – это не результат утраты девства, а изначальная врожденная способность к восприятию прообраза и порождению его подобий. В отличие от мужа, сотворенного как подобие творческой мощи и преображающей силы Божией, жена не призвана к стремлению проникать в суть вещей и преобразовать мир своим промыслом (промышлением). Ее первоначальное призвание – быть помощницей и восприемницей прообразующей мощи мужа: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (γυναῖκα), и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (γυνή), ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене (γυναῖκα) своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена (γυνὴ) его, и не стыдились» (Книга Бытия, 2:20-25). Итак, согласно исторической культурной традиции человечества, ЗНАК толкуется и оценивается в зависимости от принадлежности тому или иному мужу – источнику мощи и прообразующей силы. Содержимое знака (внутренняя мощь, способная прообразовать подобия своего источника) делает его символом – сосудом для переноса влияющих на вещи сил. В ветхозаветной истории известно множество попыток людей обрести прообразующую мощь и силу при помощи магических знаков. Новый Завет разъясняет вторичную природу знака, ценность которого определяется не внешней формой, а внутренним содержанием. Он вновь учит людей правильно обращаться с тем особым внутренним органом, который служит для восприятия знаков по-Божески - чистой совестью: «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание (γνῶσιν); но знание (γνῶσις) надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает (ἐγνωκέναι ) что-нибудь, тот ничего еще не знает (ἔγνω) так, как должно знать (γνῶναι). Но кто любит Бога, тому дано знание (ἔγνωσται) от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание (γνῶσις), некоторые и доныне с совестью (συνηθείᾳ), признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 8:1-7). В.С. |