СОБСТВЕННЫЙ

« Назад

СОБСТВЕННЫЙ  16.10.2023 18:08

СОБСТВЕННЫЙ – относится к древнему корню, воссозданному этимологами в виде *yós «такой же, как; подобный». Многие этимологи возводят это слово к тому же корню *swe-, что и в слове СВОЙ(СТВЕННЫЙ), полностью синонимизируя эти два разных слова, что, по-моему, ошибочно. К примеру, в устойчивом словосочетании «свой собственный» явно нет тавтологии. Здесь усматривается богословский смысл. То, что каждый из нас представляет СОБОЙ, является плодом уподобления избранному образцу. Свойство же представляет внутреннее родство, кровные узы.  Образ Божий свойствен всем людям. Он коренится от роду и обновляется во втором рождении, Крещении, в сердцах даже великих грешников. По милости Божией, свойственный человеку врожденный Образ дает возможность уподобить себя Богу СОБСТВЕННЫМИ усилиями.  Такие слова, как СЕБЯ, СОБОЙ, ОСОБА, ОБОСОБЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТЬ тоже восходят к древнему корню *yós «такой же, как; подобный».

В древнегреческом языке однокоренным СОБСТВЕННОМУ признают местоимение ὅς/ ὡς /(х)ос/ «тот, который; такой же, как»: «Свидетели вы и Бог, как (в оригинале ὡς /ос/) свято (в оригинале ὁσίως /осиос/ «свято, то есть подобно Образу Божию») и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как (ὡς) каждого из вас, как (ὡς «подобно тому, как») отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (Апостола Павла первое послание Фессалоникийцам, 2:10-12).   

Собственно (то есть подобно Образу Божию) свободным и близким к святости может стать только тот человек, который в должной мере уподобит СЕБЯ Богу (то есть будет представлять СОБОЙ подобие Образа Божьего в этом мире); станет преподобным, обособится от уз греховности, от ложных представлений и рабства в плену мирской суеты.

 «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 2: 22-23).

 Каждый по-настоящему и по сути своей свободный человек представляет собой важную ОСОБУ –особое и неповторимое богоподобие, которое является частицей Бога и делает человека своим для Отца Небесного во Христе и в Духе истины. Те, кто в мирской жизни кажутся ничтожными, в духовном мире часто являются важными ОСОБАМИ, обладающими настоящей нетленной СОБСТВЕННОСТЬЮ.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея, 6:19-21).

По сути, каждая ОСОБА, приобретая себе ту или иную СОБСТВЕННОСТЬ на жизненном пути, уподобляется избранному ею образцу. Здесь следует особо отметить еще одно древнегреческое слово, которое еще до Евангелия во времена Платона и Аристотеля превратилось в ключевой термин философии: УСИЯ. Выражение θεία ουσία /Теа усия/ переводится на язык богословия и философии как «божественная сущность». Сегодня усию понимают как «сущность» и в Церкви, и в светской науке. Такое понимание объясняется заимствованием этого термина не непосредственно из древнегреческого языка, а из средневековой латыни. Латинские богословы перевели греческую усию как essentia /эссенция/, или substantia /субстанция/, то есть как сущность. Отсюда и научная этимология УСИИ, традиционная для латинизированной светской филологии: производное от корня * es(t)- «есть», буквально «то, что есть; бытие». Убежден, что  УСИЯ не только свойственна всему, что ЕСТЬ, но  и  корнесловно родственна СОБСТВЕННОСТИ и ОСОБЕ, то есть происходит от древнейшего корня *yós «тот же; такой же, как; подобный».

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (εἰς /ис/ – от корня *(h)én «внутреннее постоянство», родственного *yós ). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых (ἐν οἷς /ин ойс/ - от корня *yós «тот же; такой же, как; подобный») не получили пользы занимающиеся ими» (Апостола Павла послание к евреям, 13:8-10).

«Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (От Иоанна, 14: 18-21).

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь (εἰμι /эйми/- ветвенное родство с УСИЯ и СОБСТВЕННО) лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие (εἰς «такого рода») ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (От Иоанна, 15:4-8).

В.С