« НазадУСПЕНИЕ 06.09.2024 00:00УСПЕНИЕ. Во этимологических словарях и справочниках указывается, что название христианского Богородичного поста и великого двунадесятого праздника происходит от древнегреческого словосочетания κοίμησις τῆς Θεοτόκου /кимесис тис Теотоку/ «Успение Богородицы». Производное от глагола κοιμάω /коймао) имя существительное κοίμησις /коймесис/ многозначно. Поэтому в поисках единого высшего образца блаженного успения приходится обратиться к древним корням. Этимологи воссоздают древний корень евангельского греческого глагола κοιμάω /коймао) «укладывать спать> убаюкивать> погружаться в сон» двояко. Одни пишут о корне *ḱey- «водводяться, укладываться (спать)», а другие – о корне *tḱey- «водворяться, устраиваться в (новом) месте жительства». В древнем санскрите есть родственное УСПЕНИЮ слово: क्षि /кси/кши/ «поселяться, устраиваться в (новой) обители». По-моему, правы те, кто указывает на корень *tḱey-. Это составной древний корень: первая часть *teḱ- та же, что и в русском глаголе ТЪКАТЬ/ТЕЧЬ/ТЕКСТ: «утверждаться в потоке течения новой жизни (после рождения)». Имя Приснодевы Богородицы Θεοτόκου /Теотоку/ содержит этот корень в виде τόκου /току/ (чередование е/о, как в русском слове ТЕЧЬ/ТОК). Вторая часть корня *tḱey-, а точнее **tъḱey- как раз и является корнем *ḱey- «водворяться (в новое место), укладываться (в новое положение)». В сочетании две части древнего корня **tъḱey- порождают единое представление об Успении Богородицы: рождение Приснодевы как младенца, Чада Отца Небесного в новой вечной жизни Царства Небесного. Так и на святой иконе «Успение Пресвятой Богородицы» изображено. В традиции русской иконописи ясно виден переход Богородицы во младенческом состоянии в высшую сферу Царства Небесного на руках у Христа и в окружении Небесных Сил Серафимов и Херувимов: Икона древнегреческого извода также имеет надписание /Икоймесис тин Теотоку/ «Успение Богородицы» и изображает отверстые Врата в Горнее Царство Небесное, где Отец Небесный ожидает Сына Своего, несущего к Нему младенца Пресвятую Деву Богородицу на руках в сопровождении Херувимов и предваряемого шестокрылым Серафимом. В.С. |