Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ДУХ ПРАЗДНОСТИ, УНЫНИЯ, ЛЮБОНАЧАЛИЯ И ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ!
ДУХ ПРАЗДНОСТИ, УНЫНИЯ, ЛЮБОНАЧАЛИЯ И ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ!

Когда мы молимся о том, чтобы Господь не дал нечистому духу завладеть нашими душами, важно прислушаться не только к освященному веками молитв святых отцов славянскому переводу молитвы преподобного Ефрема Сирина, который жил в четвертом веке. В изначальном древнегреческом тексте этой молитвы святой Ефрем просит Господа (Кирие) и Владыку (Деспота) его жизни (зоис) об избавлении от нечистого духа, который вселяет в душу сразу четыре связанные друг с другом злые напасти. «Пневма аргиас, периаргиас, филархиас, кэ аргологиас ми ми дос». Переведем эту транскрипцию древних слов святого Ефрема на русский язык:

Пневма – дух, который, как известно, может быть, как чистым, так и нечистым подобно ВОЗДУХУ.

Аргиас – безделье, ранее было «аэргиас», поскольку здесь сочетается приставка а- со значением отрицания с основой –эргиа, или –эргия «делание, свершение», которая известна нам по слову ЭН-ЕРГИЯ «внутренняя способность делания, свершений». Тот, кто не употребляет данную свыше энергию жизни на своевременное и уместное делание добра, служение Богу и ближним, неизбежно начинает скучать и хандрить от безделья. Праздность порождает уныние, а уныние – суетливые попытки человека «встряхнуться», развлечься и «выйти из депрессии» - ту самую «периаргию».

Периаргиас – слово с той же основой, что и АРГИАС, ЭНЕРГИЯ. Приставка пери- здесь та же, что и русская приставка пере- «чрезмерно, сверх меры». Поучается «чрезмерное делание», то есть «суета сует и всяческая суета» - пустая трата внутренней энергии, расходуемой не во Славу Божию, а зря, всуе.

Филархиас – первая часть этого слова, «фило-» - та же, что и в словах философия, филология, филантропия, филателия: «любовь как увлечение чем-то земным, временным и изменчивым; человеческим, а не Божьим». Вторая часть, «-архиа», или «-архия» - та же, что в словах анархия «отрицание всякого начальства», архиерей «начальствующий жрец», иерархия «жреческое начальство», архитектор «начальник строителей». Архи – это, буквально, «начало». Тот, кто увлечен, с одной стороны любовью к первенству и лидерству, и, с другой, - любовью к высшим начальникам и земным кумирам, много суетится, угодничает не перед Богом, а перед людьми. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!»  (А. Пушкин, «Евгений Онегин», глава 6, ч.2). Это ли не есть высшая степень периаргии – суетного чрезмерного делания: самовозвеличивания и человекоугодия?

Кэ – это соединительный союз «и».

Аргологиас – изначально «а-эргологиас»: сочетание отрицательной приставки а- «без», основы ЭРГО, ЭРГИЯ «делание, свершение»; второй основы ЛОГИА, ЛОГОС «сочетание слов, слово». В целом получается, что аргология – это сочетание слов без внутреннего делания, то есть пустых, лишенных жизненной энергии: ПУСТСЛОВИЕ и БОЛТОВНЯ. От «нечего делать», или пытаясь «наладить контакт», «поддержать беседу», развлечь вышестоящее начальство, праздные или суетливые человекоугодники частенько увлекаются светской болтовней, «приятными беседами» обо всем и ни о чем. Это и есть пустословие: слов много, а поступков, направленных на совершенствование и приближение человека к Богу, совсем нет. Просто разные влечения и увлечения: разволакивание цельного внутреннего человека в разные стороны – разрушение внутреннего храма Божьего.

По логике святого Ефрема и многих святых посдвижников последующих времен именно АРГОЛОГИЯ – пустословие и переливание из пустого в порожнее, является низшей из четырех стадий нисхождения души постящегося человека в бездну нечистой Богопротивной духовности. Здесь уместно вспомнить, что Господь наш Иисус Христос – Сын и живое Слово Божие, именуемое по-гречески Логос. Грех пустословия, порождаемый праздностью, унылой суетой и любоначалием, Богопротивен в прямом смысле этого слова, поскольку он представляет собой пренебрежение Логосом, отпадение от Слова Божьего.

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея, 12:35-37).

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена