Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»).
ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»).

Я связь миров, повсюду сущих,

 Я крайня степень вещества;

 Я средоточие живущих,

 Черта начальна божества 1784.

 Из оды «Бог» Гаврилы Романовича Державина (1743-1816)

Когда, Державин написал оду «Бог», ему было чуть более сорока лет. В свои 64 я совершенно уверен в правоте и гениальности приведенных в эпиграфе строк: лучшего определения человеческого «Я» так никто с тех и не дал в истории мировой науки и культуры. Это удивительно корнесловно точное определение! В словарной статье «Глагола» «Я» есть указание на единый древний корень слов Я и Эго (древнегреческое ἐγώ): «В этимологических словарях и справочниках разных языков мира местоимение Я(зъ), признается исторически однокоренным с греческим ἐγώ /эго/, санскритскими अहम् /ахам/ «Я» и अहङ्कार /ахагкара/ «эгоизм»; с английским I /ай/ «Я»; с немецким Ich /их/ «Я»; с латинским ego /эго/ «Я»; с французским Je, и еще множеством личных местоимений первого лица разных языков мира. Предположительный древний корень всех этих местоимений ученые воссоздают как *eg-/*eǵh-». Далее, там же есть указание на первообораз, скрытый в этом корне: «Образы связи и присутствия «вот здесь и сейчас», то есть всегда и везде порождают единое представление о «Я» как о «всеобщей связи всего сущего, всегда присутствующей во всех вещах, местах и мгновениях». «Я» у Державина – это именно СВЯЗЬ и средоточие всех живущих. Стоит только сказть кому-либо «Отвяжись!», забыть, выбросить какого-то человека из своей жизни, и «Я» сраз же станет ущербным, неполным. Оно утрачивает свои «черты начальны божества» по мере того, как становится не триипостасным, а просто тройственным: есть мое отеческое мнение о том, что многие люди для меня – чужаки и соперники. Есть еще сыновнее взрослое мнение о том, что престарелые отцы часто бывают не правы, не так прожили свои лучшие годы, и жить надо совсем иначе. Наконец, есть и духовная вера в себя-любимого, которая и представляет собой суть эгоцентризма.

Так может ли опытный психотерапевт или педагог помочь эгоцентристу стать триипостасной «Чертой начальной божества»: сосредоточить в своем сердце всех живущих, связать в своей душе все миры, существующие на этом и на том свете; стать той крайней степенью вещества, для которой существенные духовные сокровища ценнее материальных благ? –Попробуем, но только с Божьей помощью и с учетом достижений современной психологии, изучающей эгоцентризм. Начнем с психологии.

Термин ЭГОЦЕНТРИЗМ введён в психологию Жаном Пиаже (1896-1980) для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте от 2-3 до 11-12 лет. К настоящему времени психологи пришли к единодушному мнению, что эгоцентризм в разной степени выраженности сохраняется и в более зрелом возрасте, иногда возрастая к старости. «Старый – что малый»: бывает капризен, сосредоточен на себе и своих проблемах, непослушен. Критиком Пиаже, всю жизнь изучавшего проблему происхождения и развития речи у детей, стал выдающийся советский психолог – исследователь речевого мышления взрослых Лев Си́мхович Вы́годский, более известный как Лев Семенович Выготский (1896 -1934). Он критиковал Пиаже за то, что в его теории эгоцентрическая речь "отмирала" вместе с детским эгоцентризмом. По Выготскому эгоцентрическая речь является промежуточным этапом между речью внешней и речью внутренней. Как и эгоцентризм, она никогда не отмирает, а переходит во внутренний план и становится «интериоризированной». Попросту говоря, феномен «я ему это не сказал, но я ему это подумал» известен каждому из нас. Поджатые губы слушающего собеседника, скучающий взгляд, невольные жесты раздражения – все это слишком хорошо известные признаки эгоцентрического речевого поведения не вслух, а «про себя». Известный афоризм Амброза Бирса «Эгоист — человек дурного тона. Он заботится о себе больше, чем обо мне» фактически описывает мировоззрение эгоцентрика (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Эгоцентризм).

Для наших целей психолого-педагогической помощи страждущим эгоцентристам стоит, пожалуй, уточнить этот афоризм: «они заботятся о своих мнениях, убеждениях и верованиях (в себя) более, чем о мнениях своего психотерапевта или педагога». Этакие «тетерева на току», повторяющие про себя: «Мели Емеля – твоя неделя!». Тупик? – Если бы не точное корнесловно обоснованное определение «Эго», то есть «Я», оставленное нам великим Державиным, то да – был бы постоянный тупиковый разговор с глухой стеной, так хорошо известный многим родителям, педагогам и психотерапевтам. Тут и «о стенку горох», и «кол на голове теши» вполне подходят. Некоторые психологи заранее смиряются с тем, что их пациенты-эгоцентристы безнадежны в своем самолюбивом самомнении. К примеру, всемирно известный изобретатель «Гештальт-терапии» Фредерик Соломон Перлз (1893-1970) даже мантру такую для себя сочинил, чтобы не огорчаться своему бессилию в работе с эгоцентрически мыслящими пациентами. В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim он опубликовал собственную «гештальт-молитву»:

«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.

Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты — это ты, и я — это я,

И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.

А если нет — ничего не поделаешь».

Вот точный английский текст этой «молитвы», о которой знакомые Перлза поговаривали как о его жизненном кредо:

«I do my thing and you do your thing.

I am not in this world to live up to your expectations,

And you are not in this world to live up to mine.

You are you, and I am I,

And if by chance we find each other, it's beautiful.

If not, it can't be helped».

- Жаль, что во Фрайбургском университете, где учился Перлз, будущих психиатров не обучают русской литературе и, в частности, не читают с ними оду Державина «Бог». Ведь из процитированного выше определения «Эго» явно следует, что «Ты –это Я, и Я – это Ты». Раз уж Я – это связь миров средоточие живущих, то и чужой беды, и чужого горя не бывает, как, впрочем, и чужих радостей и достижений. Чем более каждое «Ты» становится моим «Я», тем полнее становится «Я». Как же тогда быть с теми «ими», для которых Я – совершенно чужой, презираемый и неприятный человек? – Ответ на этот вопрос в ветхозаветной современной психологии и психиатрии искать бесполезно. Нет его там, и быть не может, потому что единственным источником исцеления от эгоцентризма и безразличия к другим «Эго» является воплотившееся для исцеления всех расстроенных и раздираемых внутренними противоречиями людей Слово Божие, Иисус Христос. Чтобы исцелиться от внутренних противоречий, нужно быть не только и не столько мудрым, яко змей, но целым, как голубие (стая голубиная), то есть вслед за Христом пройти сначала крестильное очищение водой, а потом – принять нисходящего свыше в виде голубы Духа Святого. Тогда и случится, что никого, кроме себя, не желающий слушать эгоцентрист, обретет способность внять и войти в послушание Гласу Бога Отца «Сей есть Сын мой возлюбленный. Его слушайте».

16.01.2021

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена