Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ПРАКТИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА УЧАСТНИКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Семинар 2. Практика совершенствования внутреннего лексикона участников речевого общения. Докладчик В.В. Семенцов. Время 45 минут. 

Тема 1. Самодиагностика и совершенствование собственного внутреннего лексикона.

             Врачу, и҆сцѣли́сѧ са́мъ (ἰατρέ θεράπευσον σεαυτόν) (от Луки, 4:23)

Внутренний лексикон, в моем представлении, представляет четырехстепенную иерархию смыслов взаимосвязанных внутренних слов, «записанных в сердцах наших» (свт. Василий Великий»). Низший уровень иерархии составляют слова в прямых современных смыслах. Это материальная оболочка внутреннего лексикона, та «одежка», по которой встречают, чтобы потом, в конце знакомства, проводить «по уму». Все слова этого уровня ассоциативно и структурно сотканы друг с другом синтагматическими связями. В начале диагностики собственного внутреннего лексикона психолог или педагог может воспользоваться толковыми словарями современного русского языка. 

Современные «низшие» значения слов внутреннего лексикона прочно привязаны к пространству временного материального мира, то есть изменчивы со временем. Они ограничены горизонтами современного мировоззрения – «горизонтальны». Определяемые материалистическим мировоззрением современные значения слов внутреннего лексикона привязывают носителей русского языка к земным и временным преходящим ценностям, отвращая от Царства Небесного и вечности.

Метафорическое переосмысление современных значений слов переносит смыслы и значения слов на более высокий уровень, возвышающийся над современным «горизонтом» мировосприятия. Метафора способна обратить внимание от современных значений к Слову Божьему. К примеру, слово «Воспитание» в переносном смысле этого слова не зависит от современного общественного мнения и мировоззрения. Что делает воспитатель со своим питомцем во все времена и во всех частях света? – кормит такой духовной пищей, которая способствует возрастанию над собой – взрослению. На всякий случай, отметим, что приставка воз-/въз- в этих словах этимологически та же, что и в слове воспитание: «направление роста снизу-вверх». Воспитанный человек, возрастая над собой, взрослеет, а невоспитанный остается в состоянии низости. Так бывает всегда и везде, потому что это закон духовного вертикального мира, пронизывающего горизонтальный материальный мир в каждой точке своего соприкосновения с ним.

Вертикальное движение по спирали снизу-вверх буквально называется вершением, или, с приставкой со-, совершением.  Какова цель воспитательной работы с питомцем? В переносном вневременном смысле это совершенствование: преображение воспитанника в «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Метафорическое обращение от временных значений к вечным смыслам современных слов, совершенствуя, возвращает представления земного человека от дольнего к горнему миру – к Отечеству Небесному.    

Переход от современного представления о воспитании в горизонтальной плоскости «социальной общности» к древнему представлению о вертикальном духовном совершенствовании «в меру полного возраста Христова» открывает путь для восхождения не только на более высокий метафорический уровень осмысления слов, но и на высший уровень осмысления. К примеру, на высшем, духовном и духоносном уровне осмысления, слово «Воспитание» обретает смысл усвоения, исповедания и проповеди догматов истинной веры.

Рассмотрим слова апостола о «мере полного возраста Христова» в более широком контексте: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Апостола Павла послание к Ефесеям, 4:10-15).

 Высший уровень внутреннего лексикона соткан из древних, неизменных и вечных смыслов внутренних слов, которые происходят «не от мира сего». Догматический высший смысл каждого слова утверждает в сердце истинную веру и Евангельское мировоззрение в уме. Осознает ли воспитатель, что и сам он, и его воспитанник призваны «все возращать в Того, Который есть глава Христос»?  Возрасти самому, чтобы возрастить питомца в меру полного возраста Христова, возможно только с Божьей помощью. В греческом оригинале этих строк апостольского послания вместо «возращали» стоит глагол αὐξήσωμεν /авксесомен/ «чтобы мы возрастали», родственный латинскому augustus /августус/ «высокий, благородный» (ср. «августейшие особы»).

В высшем смысле воспитание не является частью учебного процесса и социализации, а включает в себя все виды обучения и совершенствования навыков и умений человека: «Науки юношей питают» (М.В. Ломоносов), а не наоборот. Человек, воспитанный в высшем истинном смысле этого слова, стремится в современном мире жить вечной жизнью и всецело пребывать во Христе как частица живой Церкви, которая есть Тело Христово.  

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Апостола Павла послание Римлянам, 8:6-9).

Какими помышлениями руководствуется воспитатель (психолог или педагог), готовясь и приступая к профессиональному общению с воспитанником? Как мы понимаем само слово «воспитание»: в современном прямом смысле; в переносном смысле «кормление духовной пищей»; в догматическом духовном смысле «работа дверником и помощь Пастырю доброму в охранении, вскармливании и окормлении овец стада Христова»; или в наивысшем, превосходящем возможности человеческого понимания смысле «подготовка к благополучному Причастию, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную»?  Ответы на эти вопросы во внутреннем диалоге специалиста со своей совестью и составляют суть самодиагностики внутреннего лексикона.

Тема 2. Диагностика состояния внутреннего лексикона воспитуемого собеседника.

Самым простым и легко исполняемым способом профессиональной диагностики состояния внутреннего лексикона собеседника может стать ассоциативный эксперимент. Входят ли устойчивые синтагматические и парадигматические ассоциации, связанные с образами Евангелия, во внутренний лексикон воспитуемого? К примеру, слово-стимул «Воспитание» у тех людей, чей внутренний лексикон «привит к Лозе истинной», закономерно вызовет ответные словесные реакции «низшего уровня прямых смыслов», связанные с образами Евангельской ПИЩИ, добываемой трудом земледельцев или скотоводов. Реакции более высоких уровней, возможно, будут связаны с переносным смыслом евангельских притч и с догматами веры. Наконец, ожидаемыми могут быть и «странные» реакции «не от мира сего», связанные с образом Иисуса Христа.

«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (От Иоанна, 4:32-36).  

«Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (От Иоанна, 4:55-60).

Внутренний лексикон людей, далеких от высшего и наивысшего смысла слов современного русского языка, откликнется словами, которые толкуют воспитание с точки зрения прямых и переносных смыслов секулярного педагогического воздействия. Например: «ВОСПИТАНИЕ – строгое, культура, развитие, детский сад, жадина, коварный, мышление, нужное, обучение, отцы и дети, папа, шалопут» (Русский ассоциативный словарь РАН под ред. Ю.Н.Караулова. М: Астрель, 2002. Т.2, с. 111).  

Тема 3. Корнесловный подход к совершенствованию ключевых слов внутреннего лексикона.

Суть корнесловного подхода к работе со словами внутреннего лексикона заключается в восхождении к тем древним образным корням слов, которые содержат евангельские образцы человеческого отношения к названным своими именами вещам. Например, по данным научных этимологических словарей, слово ВОСПИТАНИЕ образовано сочетанием двух частей: приставка воз/вос- и основа -питание. Приставка восходит к древнему корню, содержащему образ «возрастание; движение по вертикали снизу-вверх». Основа восходит к тому же древнему корню, что и слова питать, питомец, пища, пить.

Евангельский образец верного отношения человека к процессу воспитания как к утолению духовной жажды содержится в строках апостольского послания: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Апостола Павла послание евреям, 5: 12-14).

Целью воспитания дошкольников, учащихся школ и студентов вузов, а также самовоспитания их родителей и учителей, является совершенствование логики внутреннего лексикона. Корнесловно ЛОГИКА это производное от Имени Божия ЛОГОС название словесной ткани – внутреннего текста мировоззрения, убеждений и настроения каждого человека. Логика самооправдания бывает направлена на богоборчество и самоутверждение. Совершенная логика уподобления Богу требует кроткого отказа от суемудрых самооправданий и смиренного послушания учащегося человека Логосу Слову Божию: «Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим» (Псалом 118:12).

В.С. 19.01.2023.

Статьи, рекомендуемые для чтения при подготовке к семинару:

1. Онлайновый интернет-словарь «Глаголъ»: Предисловие; из раздела меню «Журнал» статьи от 10.01.2023 21:58 «СИЛА СЛОВА», от 22.12.2022 23:57 «МОЕ СЛОВО – ЗАКОН?», от07.07.2021 12:25 «О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ».

2. Шишков А. С.  Огонь любви к Отечеству / Составление, комментарии, послесловие В. В. Семенцова, предисловие А. Ю. Минакова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 672 с 

3. В.В.Семенцов. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. СПБ – Пушкин. Гуманитарий. 2007 г.

4. В.В.Семенцов. Исцеление языковой личности. Редакционно-издательский отдел ГОУ ЯО ИРО. 2008.

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена